Саудовская художница в никабе переосмысливает европейских художников
Поездка в Дубай почти десять лет назад вдохновила Гаду ар-Раби на создание совершенно нового стиля живописи, в котором Мона Лиза носит хиджаб, пишет сайт Scene Arabia.
Молодая художница изготавливает целые картины, используя только обертки от конфет. В прошлом году она создала в этой технике серию картин, воссоздающих культовые работы европейских художников, таких как «Спальня в Арле» Винсента Ван Гога и «Поцелуй» Густава Климта, с саудовской изюминкой. Эта серия, показанная на выставке в художественной галерее Аср в Джидде, имела ошеломляющий успех.
В своих работах художница переосмысливает саудовский ренессанс и постимпрессионизм, где Мона Лиза – благочестивая женщина в хиджабе, а французская буржуазия из картины Жоржа Сёра “Воскресный день на острове Гранд-Жатт” изображена как современный средний класс Саудовской Аравии. «Я обычно ссылаюсь на саудовские обычаи и традиции, особенно на хиджазские, которые теперь начали исчезать. То, что раньше было необходимостью, теперь устарело, – говорит Гада. – Мы теряем нашу арабскую идентичность, проникаемся западной культурой с ее тиранией глобализации… Поэтому я стараюсь сохранить наше забытое наследие».
Национальные традиции – не единственная повторяющаяся тема в творчестве художницы. Гада ар-Раби, создавая произведения искусства из фантиков, пытается привлечь внимание общественности к проблеме ограниченности ресурсов и необходимости их переработки. Это кажется ей особенно актуальным для Саудовской Аравии – страны, которая сильно зависит от ископаемого топлива. «Моя цель, перерабатывая, создавать что-то красивое и необычное, … вдохновлять людей искусством, созданным из материалов, которые считаются отходами, … заставить их переосмыслить то, что мы считаем мусором», – говорит она.
В патриархальном обществе женщина, решившая заниматься искусством, может столкнуться с проблемами. Но Гада говорит, что не встречала никаких возражений со стороны близких ей людей, что еще больше укрепило ее решимость. «Самая большая проблема для меня заключалась в том, чтобы найти аудиторию, которая понимала бы мое творчество. Что касается моей семьи, то она оказала мне большую поддержку», – говорит она, добавляя, что ее муж не жалел ни сил, ни средств, организуя ее выставки.
Гада носит никаб, согласно своим убеждениям. Поэтому она стремится создать платформу для других покрытых женщин. Как говорит художница, искусство не должно идентифицироваться с его творцом. «Хиджаб и никаб никогда не были препятствием для успеха ни одной женщины, и я являюсь живым доказательством этого – хотя я родом из мусульманской страны и консервативной семьи, я ношу никаб, мои работы и мое искусство достигли Соединенных Штатов, Нидерландов, России, Дубая и Египта, – говорит она, – Мое искусство – это единственное, через что я создаю связь с людьми. Мы не видели Да Винчи, Ван Гога, Сальвадора Дали или Пикассо, но их искусство дошло до нас. Так же, как мы уважаем свободу выбора неприкрытых женщин, я надеюсь, что мы сможем проявить уважение женщинам, которые решили закрывать лица».
С работами Гады ар-Раби можно познакомиться в Инстаграме.
Исламосфера