Саудовская художница Захра аль-Гамди находит красоту в печали и страдании

Захра аль-Гамди, художница и профессор искусств из Джидды, имеет непоколебимую страсть к созданию захватывающих, крупномасштабных инсталляций, состоящих из природных материалов — песка, глины, камней, кожи и тому подобного. Объясняя свою любовь к этим органическим веществам, Аль-Гамди как-то сказала: “Для меня важно обонять песок и чувствовать его своими руками, потому что эти чувства осязания и обоняния дают моей работе синергию, и, если я не получаю эту синергию, я не могу работать”.


В этом месяце случилось, пожалуй, самое значительное достижение в карьере Аль-Гамди на сегодняшний день. Персональная выставка художницы под названием «После иллюзии» была выбрана для открытия павильона Саудовской Аравии в 2019 году на Венецианской биеннале – крупнейшем публичном мероприятии в мире искусства и старейшей выставке современного искусства.

“Честно говоря, когда я читала о Венецианской биеннале и ее уникальной концепции, я чувствовала себя так далеко от этого мира – это было как сон, – рассказывает Аль-Гамди Arab News. – В последние годы я очень много работала и всегда надеялась достичь большего через каждую работу, которую я представлю. Поэтому, когда меня пригласили участвовать в биеннале, это было похоже на сон, о чем я не могла и мечтать. Я была в приподнятом настроении, но в то же время чувствовала большую ответственность, поскольку представляла не только себя, но и свою страну и всех ее художников”.

Турецкая художница призывает нас услышать голоса древних караван-сараев.

Картинки по запросу zahrah al ghamdi after illusion

Персональная выставка Захры аль-Гамди “После иллюзии”. Инсталляция состоит из тысяч кожаных шаров, каждый из которых сделан вручную / Источник: wallpaper.com

В тускло освещенной, почти «небесной» обстановке выставка “После иллюзии” проводит зрителя через спроектированное созвездие из 52 000 управляемых вручную кожаных сфер – или “существ”, как любит называть их Аль-Гамди, — каскадных белых занавесок, в то время как другие разбросаны по земле.

Как и большинство работ Аль-Гамди, выставка отражает собственную историю художницы, выступая в качестве выразительной формы автопортрета.

“Одна из вещей, которая мне понравилась в работе Аль-Гамди, – это то, что она делает свою работу вручную, – говорит куратор павильона и коллега саудовской художницы Эйман Элгибрин. – Это то, чего нам не хватает в последнее время на арт-сцене – все делают заводские, пластиковые вещи. Мне всегда было интересно в ней то, что она работает с чем-то очень традиционным, но превращает его во что-то действительно современное и новое. Кожаный материал, используемый здесь, напоминает Эйман о ее дедушке, но теперь никто не пасет стад. Поэтому Захра взяла кожу и преобразовала ее, что, как мне кажется, очень хорошо сочетается с концепцией нашей выставки. Представьте себе, что эти существа живут новой жизнью, а затем пытаются обосноваться в Венеции, убеждая людей, что нет ничего плохого в том, чтобы трансформироваться и меняться, потому что в конце концов таким образом вы достигнете новой реальности”.

Палестинская художница пишет яркие картины о женском страдании и ярости.

Похожее изображение

Инсталляция “Ландшафт ислама” / Источник: monocle.com

В жизни и творчестве Аль-Гамди также происходили изменения: ее художественное видение развивалось в ходе исследования темы памяти и потери на выставках в Дубае, в Британском музее Лондона и разных международных программах и симпозиумах.

Первым художественные способности Захры заметил ее отец – учитель, который в свободное время любил рисовать. Он поощрял ее заниматься искусством.

Получив степень бакалавра исламского искусства в Университете Короля Абдулазиза в Джидде, Аль-Гамди отправилась в Англию, где получила степень магистра и доктора философии в области дизайна и визуального искусства. Во время учебы за границей художественные навыки Аль-Гамди значительно расширились. Наибольшее влияние на нее оказал ленд-арт.

Сиддика Джума: художница, вдохновленная исламом.

Лэнд-арт начал развиваться в 1970-е годы западными художниками, в числе которых были Роберт Смитсон, Энди Голдсуорси, Ричард Лонг и Уолтер де Мария. Сопротивляясь коммерциализму мира искусства и ограниченности пространства галереи, они вместо этого обратились к обширным ландшафтным условиям для художественного самовыражения. Они строили массивные инсталляции с использованием природных материалов.

“Художники Смитсон, Голдсуорси и Лонг оказали на меня сильное влияние. Меня поразила их способность использовать сырье для выражения своих чувств и привлечения внимания зрителей. Они помогли мне увидеть “ничто” как нечто важное. Я поняла, что могу использовать сырье для того, что отправить послание миру. Например, в предыдущей моей работе я поместила жесткие шипы, которые были найдены на юге Саудовской Аравии в большую круглую форму. Шипы действительно могут рассказывать о боли, но также могут поведать о силе и стабильности”.

Мусульманская художница создала “Аишу в Стране чудес”.

Zahrah Al Ghamdi | What Lies Behind the Sun | 2019 | Athr Gallery

Одна из ранних работ Аль-Гамди “Что находится за Солнцем” была построена из шипов / Источник: athrart.com

Наблюдая за ее экспериментальным и наводящим на размышления творчеством – от тщательно выровненной инсталляции пола из щебня до многослойной марлевой инсталляции, пропитанной черной краской, – можно испытать тревожное чувство изоляции, печали и уязвимости. Это своего рода разрушение.

“Я хочу, чтобы вы увидели мою работу именно так. Когда я смотрю на архитектуру, я не обязательно вижу красоту или счастье, которое она излучает. Мои коллеги часто спрашивают меня, почему я сосредотачиваюсь на «страдании» архитектуры, но это то, что лично меня интересует — мне нужно увидеть ее истину. Когда я смотрю на старые, заброшенные здания на юге Саудовской Аравии, они изолированы и выглядят несчастными для меня, поскольку они окружены противоречивыми современными аналогами, которые меня не привлекают”, – говорит Аль-Гамди. – “В своей работе я также пытаюсь донести до зрителя, что Земля, дающая жизнь и стабильность, страдает от неумолимых действий людей через сухость, загрязнение и войну”.

Австралийская художница: “В произведение “Бисмиллях” я вложила все свое сердце”.

Исламосфера

Комментарии