Секрет уникального прижизненного портрета Мехмеда Завоевателя ещё не разгадан
Всемирно известный лондонский аукционный дом Christie’s 25 июня выставляет на продажу оригинальный портрет османского султана Мехмеда II, также известного как Мехмед Фатих (Завоеватель). Портрет является уникальным по многим причинам.
Портрет Мехмеда Фатиха, самого влиятельного султана Османской империи, был сделан итальянским художником Джентиле Беллини в 1480 году.
Картина является единственным портретом Мехмеда II, на котором помимо него находится другой человек. Это будет одна из самых заметных работ на аукционе. Ожидается, что портрет будет стоить в пределах 400 000-600 000 фунтов стерлингов (506 055 – 759 083 тыс. долл).
Шекер Ахмет Паша и сладкая заря турецкого реализма.
Сара Пламбли, глава отдела исламского и индийского искусства Christie’s, сказала:
“Эта картина – один из трех портретов султана Мехмеда, завоевателя Константинополя. Они принадлежат частным коллекционерам и сохранились до наших дней. Это весьма необычный портрет. Мы видим еще одну фигуру рядом с султаном. Мы до сих пор не знаем, кто этот человек. Относительно этого есть несколько предположений. По одной версии это из трех его сыновей, но небольшая разница в возрасте между ними не соответствует этой теории. Согласно другой точке зрения, этот человек может быть европейским сановником из-за выбритого лица и белого цвета кожи.
Кроме того, госпожа Пламбли указала, что изображение второй фигуры в том же масштабе, что и фигуры султана, не является обычной практикой. “Если имеется другая фигура, она должна быть либо очень важной персоной, либо кем-то из королевской семьи”, – пояснила она.
Еще одним важным аспектом является то, что эта картина – лишь один из трех сохранившихся портретов Мехмеда Завоевателя, остальные – часть постоянной коллекции Лондонской национальной галереи.
Помимо завоевания Константинополя в возрасте 21 года, Мехмед был известен своей любовью к искусству. У него были похожие портреты, сделанные им самим. Однако не известно, где они находятся.
Султан Абдулхамид II создал крупнейшую коллекцию фотографий XIX века.
Мехмед II, имевший большой интерес к эпохе Возрождения, попросил германского короля Фридриха III прислать ему хорошего портретиста. В итоге в 1479 году в Стамбул прибыл итальянский художник Джентиле Беллини (1429-1507). Султан попросил его написать портреты людей, живущих во дворце, чтобы убедиться в таланте Беллини, прежде чем позволить ему написать свой портрет.
Дата “25 ноября 1480” написана на латыни в правом нижнем углу картины. Она считается одной из самых важных работ венецианского живописца Беллини, который пробыл в Стамбуле до 1481 года.
Искусствовед Александр Бенуа так характеризует творчество Беллини: “Это сухой и черствый реалист, скорее даже «протоколист». Его мало заботят и красочные эффекты, но зато с величайшим усердием отмечает он всевозможные чины, участвующие в процессиях, и с ремесленной выдержкой списывает с сановников и прелатов один (вечно профильный) портрет за другим. При этом никакой психологии, никакой эмоции”.
Известный турецкий писатель Орхан Памук в своей книге «Другие цвета» пишет о портрете султана Мехмеда, написанном Беллини. По словам писателя, в Турции этот портрет знает каждый, так как он присутствует в учебниках истории, журналах, календарях, монетах и периодических изданиях. Этот портрет стал таким же собирательным образом османского султана, восточного правителя, как известная фотография Че Гевары — символом революционера. Сложению культа этого портрета способствовал ряд причин. Во-первых, в исламе издревле существовал запрет на изображение человека, и турецкие художники того периода никак не могли нарисовать ничего подобного. Во-вторых, попытка итальянского живописца создать произведение как на основе европейских представлений эпохи Возрождения, так и с использованием традиций османско-иранской миниатюры, породили на свет настоящий шедевр. Баязид II, старший сын Мехмеда II, отравивший его и занявший престол, приказал продать портрет отца на простом рынке. Этот жест Памук расценил как символический отказ его страны от художественных достижений Возрождения, как упущенную возможность развить национальную живописную традицию портрета.
Исламосфера