Шахсевены: забытые страницы истории одного народа

Как и несколько веков назад, независимо от погодных условий, они кочуют вместе со своими животными. Но не все уже ведут кочевой образ жизни; часть их перешла на оседлость, пишет Лейла Норузи.


Шахсевены, тюркоговорящие кочевники, проживающие на северо-западе Ирана, находятся в движении около семи месяцев в году, передвигаясь из летних пастбищ в зимние лагеря и обратно.

Комплектование стада – работа не для слабонервных. Шахсевены – довольно упорные люди, выдерживающие длинные путешествия вне зависимости от погодных условий и температуры. Летом племена кочуют на зеленых пастбищах потухшего стратовулкана Савалан, а зимой — в Муганской степи.

Точных данных о том, сколько кочевников в Иране на сегодняшний день нет. Но эксперты в 2015 году насчитали примерно 1.5 миллиона.

Чамы – необычные мусульмане Вьетнама.

Животные – богатство кочевников – чем больше животных, тем богаче семья. Раз в год они платят налоги государству. В то время пока они в движении и кочуют вместе с крупнорогатым скотом и верблюдами, пастухи следят за стадом из 1000 овец. Еще пару десятков лет назад они кочевали на верблюдах, надевали свои лучшие наряды, и выглядело это все невероятно красочно. Но со временем  они стали перекочевывать на машинах, складывать свои алачики в кузов. Алачик, куполообразная войлочная кибитка  — жилище кочевников Ирана — шахсевенов, каждый из которых имеет свое историческое прошлое.

Происхождение Шахсевенов затеряно в тумане времен, но, однозначно, история шахсевенов, как народа начинается с XVI века, когда шах Аббас, из династии Сефевидов,  объединив племена разного происхождения, создал для себя гвардию.  Видимо, именно отсюда и пошло название племени, ведь слово Шахсевен дословно означает “покровитель шаха”, то есть верные царям Сефевидов.

Пигмеи-мусульмане Камеруна: с верой, но без цивилизации.

Согласно другим источникам, название указывает на то, что они охраняли одну из отдаленных границ Ирана на севере. Но сами Шахсевены  отвергают эти легенды, утверждая, что они перешли на эти земли из Анадолу, турецкое названия Анатолии, западная часть Турции.

Женщины-шахсевенки красивые, сильные, и храбрые – на протяжении всей истории их племенного номадизма они сражались наряду с мужчинами, таким образом, зарабатывая честь и уважение своих мужчин.

Островок самоуправления в древнем дагестанском селе Сивух.

Существует легенда, однажды Шах позвал некого Нуруллах бека в Тегеран.

“В чем сила?” – спросил шах.

“В порохе,” – ответил Нуруллах.

“В чем удовольствие?” – спросил шах.

“В мясе,” – сказал Нуруллах.

“Чьи женщины самые красивые – твои или мои?”

“Мои,” – сказал Нуруллах

Шах разозлился и спросил: “Почему ты так говоришь?”

Нуруллах ответил, “Если 24 часа будет идти дождь, и наши женщины будут стоять под этим дождем, капли дождя очистят румяна с лица твоих женщин, а пыль с моих. И тогда мы увидим, чьи женщины красивее”.

Каменный музей Донди-Юрт: вместилище истории и жизни чеченского народа.

Женщины-шахсевенки в основном занимаются ковроткачеством или вяжут из шерсти носки и перчатки.

В 1926 году шахсевены восстали против шаха Резы Пехлеви, отца последнего шаха Ирана, свергнутого в 1979 году в результате Исламской революции. Шах считал образ жизни неперсидских кочевников  политической угрозой и племена подвергались дискриминации.

Ричард Таппер, почетный профессор антропологии в Школе восточных и африканских исследований (SOAS) в Университете Лондона и ведущий эксперт по шахсевенам, писал в своей книге “Кочевые народы Ирана”:

“Мы привыкли двигаться вместе с муганлы [другое кочевое племя], и когда правительство отобрало у нас оружие, мы решили отделиться. Кроме того, мы не могли платить налоги в течение двух лет. Муганлы предложили продать пастбища, но мы отказались, сказали что будем продавать нашу женскую и детскую одежду, но не  земли”.

Абьяне – одна из самых красивых деревень Ирана.

К середине 1930-х годов, шах Пехлеви принял жесткую линию в отношении кочевых племен в движении к централизации и модернизации новосозданного государства.

Лидеры кочевников были заключены в тюрьму, казнены или сосланы. Их заставляли селиться в деревнях и перестать вести кочевой образ жизни. Их палатки были сожжены дотла. Территории, которые были выделены властями для кочевником, были недостаточными для сельского хозяйства, и в результате экономических трудностей это привело к тому, что шахсевены и другие кочевые племена возобновили миграцию и возродили свободную племенную конфедерацию.

Там тоже живут мусульмане?

После десятилетий относительного мира при династии Пехлеви шахсевены приняли участие в революции Хомейни в 1979 году, но, несмотря на некоторые потери, не сыграли в ней никакой значительной роли. Новый режим назвал их “эльсевенами”, теми, кто любит свою родину.

С тех пор, они меньше кочуют, и постепенно оседлость вторгается в их жизнь, что также способствует политике правительства в контролировании кочевников. Многовековая история кочевых шахсеванов-эльсевенов отсчитывает свои последние часы.

Цветочные мужчины из Саудовской Аравии.

Лейла Норузи / Чайхана

Комментарии