Шедевры исламского искусства: сельджукская изразцовая плитка

Хотя известно, что изразцовая плитка использовалась у уйгуров, Караханидов, Газневидов, Хорезмшахов, вершины своего развития это искусство достигло у сельджуков, сообщает сайт Fikriyat.


Искусство изразцовой плитки у сельджуков развивалось под влиянием византийцев. Но если последние в архитектуре для оформления зданий широко использовали мозаику и фрески, сельджуки отдавали предпочтение именно изразцам, украшенным с присущей исламскому искусству изысканностью.

Сельджуки применяли несколько техник.

1 – Техника мозаичной плитки.

Эта техника возникла в XIII веке у сельджуков и развивалась в османский период. В ней из плиток бирюзового, фиолетового, зеленого и синего цвета составлялись различные орнаменты и куфические надписи.

Изразцовое искусство у сельджуков и турок.

Источник: quartzceramics.com

2 – Надглазурная роспись

В этой технике цветная роспись наносится поверх уже обожженной и глазированной поверхности, а затем фиксируется во втором обжиге при относительно низкой температуре.

3 – Подглазурная роспись

Это метод декорирования керамики, при котором на поверхность наносится декоративная роспись, после чего она покрывается прозрачной керамической глазурью и обжигается в печи.

Оформляя плиткой светские и религиозные здания, сельджуки демонстрировали разный подход. Светские здания, дворцы и павильоны, наряду с геометрическими мотивами, такими как звезды, шестиугольники, квадраты и прямоугольники украшались плиткой, на которой присутствуют фигуры людей, животных, в частности, зодиакальных, охотничьих, мифологических (дракон, сфинкс) и конечно же, двуглавый орел, который у сельджуков считался символом власти. Особенно богатым было оформление дворцов. Примером может послужить дворец Кейкабудия (XIII в.) в Кайсери, от которого к настоящему времени сохранились только остатки.

Животные в исламском искусстве: истоки и символизм.

15-4-Isl-182-Flisepanel-med-kirsebaergre

Источник: quartzceramics.com

Так как изображение живых существ в исламе не одобряется, то религиозные постройки сельджуки украшали только геометрическими и растительными мотивами, в частности, в стиле руми, характеризующимся пышными стилизованными формами листьев и бутонов, а также надписями почерком сульс.

До наших дней дошло немало построек, демонстрирующих нам прекрасные образцы изразцовой плитки. Например, гробница султана Изеддина Кейкавуса и Гёк медресе в Сивасе. Множество подобных памятников имеется в Конье, которая в свое время была центром производства керамики. Плитка, покрывающая здание медресе Каратай, а также украшающая его интерьеры, демонстрирует нам высокий уровень развития изразцового искусства.

Михрабы из мозаичной плитки можно назвать главным нововведением сельджуков. Такие элементы украшались фиолетовыми, темно-синими и бирюзовыми изразцами, геометрическими и растительными узорами, а также надписями почерками насх и куфи. Изразцовые михрабы использовались почти во всех сельджукских мусульманских храмах. Один из лучших образцов можно увидеть в мечети Алауддина в Конье. К сожалению, в виду своей высокой художественной ценности именно они нередко становились жертвами контрабандистов исторических артефактов. Например, изразцовый мозаичный михраб XIII века мечети Бейхеким в Конье был вывезен за границу в 1907 году, а затем выставлен в разделе исламского искусства Пергамского музея в Берлине. О его возвращении речи уже не идет.

Иран – родина традиционной мусульманской декоративной плитки.

Источник: quartzceramics.com

Исламосфера

Комментарии