Шейхантаур – важнейший архитектурный памятник Ташкента
В центре Ташкента находится один из важнейших архитектурных памятников этого города – комплекс Шейхантаур, центром которого является мавзолей Шейха Ховенди ат-Тахура.
Шейх Ховенди Тохур (Шейхантаур) родился в конце XIII века. Он был сеидом, т.е. потомком Пророка Мухаммада (мир ему). Его отец шейх Умар был учеником Шейха Хасана Булгари. Он прибыл в Ташкент с целью призывать людей к исламу. Затем он переехал в горное поселение Богистон, где провел остаток своей жизни. Согласно легендам, у Умара Богистани не было детей, и он отправился к мавзолею Шейха Зайнуддина, чтобы просить Аллаха о даровании ему наследников. Вскоре у него родился сын, которого он назвал Ховенди Тахур (Чистый шейх). В молодости Шейх Ховенди Тахур примкнул к тарикату ясавия. После долгих скитаний по Мавераннахру он поселился в Ташкенте, чтобы проповедовать ислам.
Шейх Ховенди Тахур умер в 1355 г. и был похоронен на месте нынешнего мавзолея Шейхантаур. Во второй половине XV в. знаменитый святой Ходжа Ахрар построил на его могиле гробницу. Следует отметить, что Ходжа Ахрар был правнуком Шейха Ховенди Тахура – его мать была дочерью Ходжи Давуда, который приходился Шейху Ховенди Тахуру сыном. Но построенная этим святым гробница до наших дней не дошла. Существующий в настоящее время мавзолей представляет собой реконструкцию XIX в. Внутри него можно увидеть остатки саура Искандера – хвойного дерева, представляющего собой разновидность можжевельника. Раньше здесь росла целая роща из 48 сауров, посаженных, согласно легенде, во времена Александра Македонского. Тысячелетние, потерявшие листву и почти окаменевшие деревья были уничтожены в 1924 г., когда происходил снос комплекса. Сохранился только один из стволов, находившийся у самой могилы шейха.
На протяжении веков вокруг мавзолея Шейхантаур хоронили правителей Ташкента, их приближенных и выдающихся исторических деятелей. К концу XIX века здесь возник целый некрополь, состоявший из шестнадцати мавзолеев. Одним из похороненных здесь был хаким (глава махалли) Шейхантаура Юнус Ходжа, правитель Ташкента, когда последний был полунезависимым городом-государством в XVIII веке. Еще одним известным человеком, похороненным здесь, был Алимкул Парварчи (1831-1865) – главнокомандующий (эмирляшкяр) войсками Кокандского ханства, защищавший Ташкент от русской армии в 1864-1865 годах и погибший от полученных в бою ранений.
Кроме кладбища, комплекс Шейхантаура включал в себя чилляхона (помещение, в котором проводили 40-дневное уединение), чортак с башенками-гульдаста, представляющий собой главный вход, несколько мечетей, медресе. Так как сюда приходило множество паломников, то здесь вплоть до начала XX в. располагались беседки, ошхоны (столовые), чайханы, лавки, продающие лепешки и сладости. У входа на кладбище Шейхантаур находился хауз (водоем) Лянгар.
В 20-30 годы XX века, с установлением советской власти, комплекс Шейхантаур был закрыт, а общественная организация «Союз Воинствующих Безбожников» в 1924 г. снесла почти все постройки на территории комплекса, включая окаменевшие стволы сауров. Также комплекс пострадал от землетрясений. В результате всего этого из всех построек, кроме гробницы Шейха Ховенди Тахура, сохранились только еще две. Одна из них – мавзолей Юнус-хана Моголистанского (1415-1487), ташкентского правителя из рода Чингисхана, родного деда великого поэта и государственного деятеля Захируддина Бабура (1483-1530). Вторая из сохранившихся гробниц – мавзолей ташкентского правителя середины XVIII века Толи-бия по прозванию Калдыргач-бий. Этот правитель принадлежал к тарикату ясавия и глубоко чтил Шейха Ховенди Тахура.
Исламосфера