Шейхантаур – важнейший архитектурный памятник Ташкента

В центре Ташкента находится один из важнейших архитектурных памятников этого города – комплекс Шейхантаур, центром которого является мавзолей Шейха Ховенди ат-Тахура.


Шейх Ховенди Тохур (Шейхантаур) родился в конце XIII века. Он был сеидом, т.е. потомком Пророка Мухаммада (мир ему). Его отец шейх Умар был учеником Шейха Хасана Булгари. Он прибыл в Ташкент с целью призывать людей к исламу. Затем он переехал в горное поселение Богистон, где провел остаток своей жизни. Согласно легендам, у Умара Богистани не было детей, и он отправился к мавзолею Шейха Зайнуддина, чтобы просить Аллаха о даровании ему наследников. Вскоре у него родился сын, которого он назвал Ховенди Тахур (Чистый шейх). В молодости Шейх Ховенди Тахур примкнул к тарикату ясавия. После долгих скитаний по Мавераннахру он поселился в Ташкенте, чтобы проповедовать ислам.

Syr-Darya Oblast. Mausoleum of Saint Sheikhantaur in Tashkent WDL3885.png

Эта фотография мавзолея Шейхантаура в Ташкенте (современный Узбекистан) содержится в археологической части “Туркестанского альбома”. Шеститомное фотографическое исследование было подготовлено и издано в 1871—1872 гг. под патронажем генерала Константина П. фон Кауфмана, первого генерал-губернатора (1867—1882 гг.) Туркестана, как называли в то время территорию Центральной Азии, принадлежавшую Российской империи. Шейхантаур (общепринятая краткая форма имени шейха Ховенди ат-Тахура) родился в конце XIII в. в горной деревне Богустан (или Богистон) неподалеку от Ташкента. Сын мудреца, шейха Омара, он был последователем мистических традиций суфизма и вошел в число наиболее почитаемых святых Мавераннахра (Ma Wara’un-Nahr, арабское наименование Трансоксании). После смерти Шейхантаура (около 1355–1360 гг.) его прах был помещен в усыпальницу внутри мавзолея (мазара), ставшую центром одного из крупнейших погребальных комплексов на территории Ташкента. Мавзолей неоднократно перестраивался и вероятно к концу XVIII в. обрел вид, показанный на фотографии. Вход в мавзолей обрамлен стрельчатой аркой, фасад которой украшен керамическим орнаментом. В центре сооружения расположен барабан в форме многоугольника и купол, прямо под которым находится зиаратхана (мемориальный молельный зал). Купол меньшего размера, едва заметный в задней части мавзолея, возвышается над гурхоной (усыпальницей). Необычную деталь представляют собой окаменевшие стволы деревьев, известных под названием сауры (они видны на переднем плане). Согласно легенде, происхождение этих деревьев восходит ко временам Александра Македонского, завоевавшего этот регион в конце IV в. до н. э. / Источник: ru.wikipedia.org

Шейх Ховенди Тахур умер в 1355 г. и был похоронен на месте нынешнего мавзолея Шейхантаур. Во второй половине XV в. знаменитый святой Ходжа Ахрар построил на его могиле гробницу. Следует отметить, что Ходжа Ахрар был правнуком Шейха Ховенди Тахура – его мать была дочерью Ходжи Давуда, который приходился Шейху Ховенди Тахуру сыном. Но построенная этим святым гробница до наших дней не дошла. Существующий в настоящее время мавзолей представляет собой реконструкцию XIX в. Внутри него можно увидеть остатки саура Искандера – хвойного дерева, представляющего собой разновидность можжевельника. Раньше здесь росла целая роща из 48 сауров, посаженных, согласно легенде, во времена Александра Македонского. Тысячелетние, потерявшие листву и почти окаменевшие деревья были уничтожены в 1924 г., когда происходил снос комплекса. Сохранился только один из стволов, находившийся у самой могилы шейха.

Единственный сохранившийся саур у могилы шейха / Источник: ru.wikipedia.org

На протяжении веков вокруг мавзолея Шейхантаур хоронили правителей Ташкента, их приближенных и выдающихся исторических деятелей. К концу XIX века здесь возник целый некрополь, состоявший из шестнадцати мавзолеев. Одним из похороненных здесь был хаким (глава махалли) Шейхантаура Юнус Ходжа, правитель Ташкента, когда последний был полунезависимым городом-государством в XVIII веке. Еще одним известным человеком, похороненным здесь, был Алимкул Парварчи (1831-1865) – главнокомандующий (эмирляшкяр) войсками Кокандского ханства, защищавший Ташкент от русской армии в 1864-1865 годах и погибший от полученных в бою ранений.

Кроме кладбища, комплекс Шейхантаура включал в себя чилляхона (помещение, в котором проводили 40-дневное уединение), чортак с башенками-гульдаста, представляющий собой главный вход, несколько мечетей, медресе. Так как сюда приходило множество паломников, то здесь вплоть до начала XX в. располагались беседки, ошхоны (столовые), чайханы, лавки, продающие лепешки и сладости. У входа на кладбище Шейхантаур находился хауз (водоем) Лянгар.

Портальный вход в ансамбль Шейхантаур (1910-1920 гг.) / Источник: mytashkent.uz

В 20-30 годы XX века, с установлением советской власти, комплекс Шейхантаур был закрыт, а общественная организация «Союз Воинствующих Безбожников» в 1924 г. снесла почти все постройки на территории комплекса, включая окаменевшие стволы сауров. Также комплекс пострадал от землетрясений. В результате всего этого из всех построек, кроме гробницы Шейха Ховенди Тахура, сохранились только еще две. Одна из них – мавзолей Юнус-хана Моголистанского (1415-1487), ташкентского правителя из рода Чингисхана, родного деда великого поэта и государственного деятеля Захируддина Бабура (1483-1530). Вторая из сохранившихся гробниц – мавзолей ташкентского правителя середины XVIII века Толи-бия по прозванию Калдыргач-бий. Этот правитель принадлежал к тарикату ясавия и глубоко чтил Шейха Ховенди Тахура.

Исламосфера

Комментарии