Шестиконечная звезда – печать пророка Сулеймана

Шестиконечная звезда, а также кольцо пророка Сулеймана в исламской культуре известны как «Мухр-и Сулейман» или «Хатам-и Сулейман», что переводится,  как “печать Сулеймана”, о чем нам расскажут авторы İslam Ansiklopedisi.


Образованная наложением двух равносторонних треугольников звезда в исламской культуре известна как «печать Сулеймана» – «мухр-и Сулейман» или «хатам-и Сулейман», а в иудейской и христианской – как звезда Давида. В герметизме она представляет макрокосм. В восточных культурах издавна один из образующих звезду треугольников мыслился как символ всего положительного, а второй – как символ всего отрицательного, а сам знак выражал взаимодействие двух противоположностей – материи и духа, добра и зла, красоты и уродства, внутреннего и внешнего, женского начала и мужского. Как показывают археологические находки, мотив шестиконечной звезды использовался на Ближнем Востоке, начиная с бронзового века. Также его можно увидеть на памятниках древнегреческой, древнеримской, древнееврейской, шумерской, ассирийской, византийской и древнетюркской цивилизаций.

Историческая печать, украшенная шестиконечной звездой (1798-99) / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

В качестве символа иудаизма шестиконечная звезда, как связанная с Давидом, царем единого Израильского государства, стала выступать в Средние века. Впервые его использовала в качестве такового пражская еврейская община в XIV в. Позже его стали изображать на флагах и вымпелах другие еврейские общины как знак, противопоставлявшийся христианскому кресту. В Новое время символ получил светское измерение как эмблема сионистского движения Теодора Герцля и флаг государства Израиль.

Картинки по запросу

Вход в Пеструю мечеть в Тетово (Македония). На потолке – печать пророка Сулеймана в виде шестиконечной звезды / Источник: flickr.com

Образ печати пророка Сулеймана (а.с.) в исламе основывается на хадисе: «Перед Судным днем выйдет из земли животное (даббат аль-ард) с печатью Сулеймана и посохом Мусы. Посохом он будет освещать лица верующих, а печатью клеймить лица неверных» (Муснад, II, 259; Ибн Маджа, Фитан, 31). Этот хадис истолковывается так, что даббат аль-ард будет посохом пророка Мусы (а.с.) ставить метку на лицах верующих, из-за чего они засветятся. А неверным будет на носу или шее ставить печать перстнем Сулеймана, и их лица станут темными. Так как иных подробных разъяснений по поводу печати Сулеймана (а.с.) в хадисах и Коране не содержатся, то ее образ разрабатывался с опорой на еврейские источники. В результате в исламской культуре сформировалось представление о том, что у пророка Сулеймана (а.с.) был волшебный перстень с печатью, с помощью которого он повелевал огнем, водой, ветром, птицами и животными. Этот перстень сначала принадлежал пророку Адаму (а.с.), когда тот жил в Раю. После ангел Джабраил (а.с.) передал его Сулейману (а.с.). Шестиконечная звезда на кольце является символом Величайшего Имени Аллаха – Исм аль-азам. Это тайное имя, знание которого даруется только избранным. Если с этим именем обратиться с молитвой к Всевышнему, то она будет принята. Согласно преданиям, из почтения к Величайшему Имени Сулейман (а.с.) снимал это кольцо, отправляясь в комнату для омовения, отдавая на хранение или своему визирю Асафу, или жене Амине. Но при этом лишался власти над животными и джинами. И однажды когда Сулейман (а.с.) отдал кольцо своей жене, то пустынный джинн (ифрит или дэв), приняв его облик, забрал перстень. Когда же сам пророк стал просить вернуть его, то был объявлен самозванцем и по приказу дэва, принявшего его образ и начавшего править вместо него, был изгнан из дворца. Сулейман (а.с.) стал жить в прибрежном городе, работая грузчиком у рыбаков. Чтобы кольцо не попало в чьи-либо руки, по прошествии 40 лет дэв бросил его в море, но против него тут же восстали животные и джинны, растерзав самозванца. В это время рыбак, у которого он работал, дал в качестве платы Сулейману (а.с.) одну рыбу. Когда вечером, желая приготовить ее на ужин, пророк разрезал брюхо, то нашел свой перстень, надел его на палец и отправился во дворец. После этого он жил прежней жизнью и завершил свою пророческую миссию. На этом предании основывается бытующая в исламском мире пословица «У кого печать – тот и Сулейман».

Могильный камень, украшенный печатью Сулеймана / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Символ шестиконечной звезды как печати пророка Сулеймана (а.с.) в исламском искусстве был распространен, вероятно, не в меньшей степени, чем в еврейском и масонском. Его наносили на разнообразные металлические, деревянные, текстильные и т.п. изделия, нередко в виде центрального мотива. Особенно часто его можно встретить в архитектуре. В народе существовало представление о том, что в здание, где имеется такой знак, не войдут шайтаны. Его можно увидеть даже на зданиях религиозного назначения, таких как мечети, текке (суфийские обители), в узорах, нанесенных на купол или потолок, двери и дверные косяки. Он является неотъемлемым элементом сельджукской архитектуры эпохи династий Артукидов и Ильханидов: его наносили на замковый камень – клинчатый камень кладки в вершине свода или арки. В османской архитектуре шестиконечную звезду в качестве оберега от шайтанов можно было увидеть на отверстиях куполов бань, могильных камнях, украшениях мечетей, керамических изделиях. Также его изображали на кухонной утвари, посуде и фонтанах с целью предотвратить отравление. Но головных уборах он изображался в качестве символа власти, а на одежде и украшениях – как символ верности. Сообщается, что Барбаросса велел нанести на свой флаг шестиконечную звезду, чтобы управлять ветрами. Так как на пророка Сулейман (а.с.) была возложена обязанность возглавить государство, то его печать считалась символом власти и силы.

Флаг Барбароссы с шестиконечной звездой / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Мотив печати Сулеймана часто использовался в исламской литературе. В поэзии дивана поэты сравнивали с нею губы возлюбленной, которые способны очаровать всех влюбленных, даже всех людей и джиннов. Все красавицы засматриваются на них. Турецкий поэт Шейхи (1371-1431) писал, что если губы возлюбленной – это печать Сулеймана, то пушок вокруг них – это надписи на его перстне. Когда возлюбленная осталась с соперником, то Махмуд Абдулбакы (1526-1600) сравнивает это с похищением кольца Сулеймана ифритом. Народные поэты воспевали печать Сулеймана как символ власти.

Рахле (подставка для Корана), украшенное печатью Сулеймана / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Исламосфера

Комментарии