Шихабутдин Марджани: штрихи к портрету

16 января в Национальной библиотеке Республики Татарстан открылась книжная выставка «Жемчужина татарского мира», посвященная 200-летию со дня рождения татарского богослова и историка Шигабутдина Марджани. Также стало известно, что в Казани планируют установить памятник этому великому ученому. Ранее Духовное управление мусульман Республики Татарстан объявило 2018 год в Казани годом Марджани. В этой связи мы публикуем небольшой материал об этом мыслителе, внесшим важный вклад в формирование идентичности современной татарской нации.


Досье на ученого:

Полное имя: Харун бин.Бахааддин бин Субхан,бин Абдалкарим Шихабаддин аль-Казани аль-Марджани

Дата рождения: 16 января 1818

Место рождения: село Ябынчи Казанской губернии

Образование: медресе деревни Ташкичу Казанского уезда, Бухарское медресе, медресе «Ширдар» в Самарканде

Звание: отец татарской нации

Статус: богослов, просветитель, историк, философ, востоковед, этнограф, педагог.

Должность: имам-мударрис первой Казанской мечети, ахунд и мухтасиб Казани

Жизненное кредо: реформатор, потрясатель устоев

Характер: решительный, терпеливый, упорный, своевольный, настойчивый, честолюбивый.

«Отец татарской нации» родился 16 января 1818 года в селе Ябынчи нынешнего Атнинского района Республики Татарстан. Предки его поголовно являлись известными религиозными деятелями, учителями, так что вопрос выбора профессии перед ним не стоял.

Уже в 17 лет стал преподавать в медресе. Он был настолько недоволен качеством учебника персидского языка, что написал собственный. Кроме того, не устраивало его и качество образования, которое он получил в родном медресе. Именно поэтому он уехал в Бухару.

Бухара переживала тогда застойные времена. Образование было схоластическим и сводилось к механическому заучиванию. Марджани был недоволен. Он пытался сломать систему, призывая руководство медресе к реформам. Руководство было недовольно своеволием ученика. Марджани уехал в Самарканд.

Здесь он учился в медресе «Ширдар» и работал в богатой библиотеке известного историка Абу Саида ас-Самарканди. Влюбился в историю. Позже он вернулся в Бухару, в которой шлифовал свои знания. В Бухаре и Самарканде учился по большей части самостоятельно, в богатых библиотеках, а также общался с прогрессивными учеными.

В 1849 году вернулся домой. В 1850 после ряда экзаменов стал имамом-мударисом первой Казанской в мечети. В нагрузку к минбару получил массу недоброжелателей среди других мулл. Последние частенько писали на него доносы, из-за которых Марджани пару раз освобождался от своей должности.

Помимо мулл, Марджани конфликтовал с купцом Ибрахимом Юнусовым, который был главой Татарской ратуши, а главное, спонсором Юнусовской мечети, имамом которой являлся Шихаб-хазрат. Марджани обладал непоколебимой решительностью и открыто выражал свое несогласие с меценатом по многим вопросам. В итоге, купец перекрыл финансирование. В ответ на это, имам собрал с прихожан деньги и построил новую мечеть, которая была открыта в 1881 году. Ее минбар он занимал до конца своей жизни.

Кроме того, в 1867 году неугомонный Марджани был назначен на должность ахунда и мухтасиба Казани. Со светскими властями он уже не конфликтовал, проявил дипломатичность и даже выполнял некоторые их поручения. Марджани контролировал издание текста Корана в казанской типографии.

Мечеть аль-Марджани, построенная в 1770 году / Источник фото: tourister.ru

Мечеть аль-Марджани, построенная в 1770 году / Источник фото: tourister.ru

Наконец, помимо деятельности имама и учителя, Марджани проявил себя на ниве науки. В 1870 году он издал книгу «Назурат аль-хакк». В ней он выступил с реформаторских позиций. Он призвал очистить веру от последующих наслоений и вернуться к Исламу времен Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха!). Также выступал против «закрытия дверей иджтихада» – принятому в мусульманском ученом сообществе вплоть до сегодняшнего дня запрету на самостоятельное вынесение религиозно-правовых решений на основе первоисточников без апелляции к мнению великих имамов – основателей мазхабов.

Кроме того, Марджани принимал участие в работе Общества археологии, истории и этнографии, которое относилось к Казанскому университету. В частности, написал для него доклад, который в переводе на русский язык прочитал даже знаменитый российский востоковед, академик В.В. Радлов. Сам Марджани русского не знал, из-за чего не смог стать муфтием, хотя и стремился к этому. Честолюбие было ему не чуждо. Несмотря на незнание русского языка, он выступал за его изучение татарами, хотя многие муллы были против этого.

В 1876 году в Казани была открыта Казанская татарская учительская школа. Марджани на протяжение девяти лет преподавал в ней исламское вероучение. Учеников он учил мыслить самостоятельно, не веря на слово никому, даже ему самому.

На закате своей жизни Марджани пишет библиографическую книгу «Вафият аль-аслаф ва тахият аль-ахлаф» (“Достаточные сведения о предшественниках и приветствие потомков”), в которой приводит биографии 6057 ученых, писателей, общественных и религиозных деятелей исламского мира.

Наконец, он пишет главную работу по истории татарского народа «Мустафад аль-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар» (“Полезные известия о делах Казани и Булгара”). В ней он выступает с позиции преемственности булгарского и казанского периодов в татарской истории – главного камня преткновения в вопросе о происхождении современных татар. Наконец, в ней он пишет свои бессмертные слова, благодаря которым он и стал «отцом татарской нации»: «Некоторые из наших соплеменников считают пороком называться татарином, избегая этого имени, и заявляют, что мы не татары, а мусульмане… Бедняги! Если ты не татарин и не араб, не таджик, не ногаец, не китаец, не русский, не француз, не пруссак и не немец, так кто же ты?».

Марджани умер в зените славы 18 апреля 1889 года, но память о нем жива. Его именем назван созданный в 1996 году Институт истории при Академии наук Республики Татарстан.

Дом-музей Ш.Марджани / Источник фото: tripadvisor.ru

Дом-музей Ш.Марджани / Источник фото: tripadvisor.ru

Ленар Гаязов

Комментарии