Шотландский историк: «Болливуд пропагандирует фанатизм»

Шотландский историк и писатель Уильям Далримпл, получивший множество наград, говорит, что история открыта для пересмотра, но в ней нет места фанатизму.


Уильям Далримпл является шотландским историком и искусствоведом. С 1989 года большую часть года он живет в Индии в своем доме на окраине Дели. Уильям Далримпл более 20 лет внимательно изучал колониальное прошлое субконтинента и написал несколько отмеченных наградами бестселлеров о нем. «Анархия», его последняя книга, опубликованная в 2019 году, исследует историю Индии в период с 1739 по 1803 год, когда рухнула имперская система Великих Моголов.

В интервью The National Далримпл поведал, что страна на данный момент вовлечена в культурную войну, которую ведет правое крыло, но он надеется, что «волна гипернационализма», отступит, и культурная и религиозная ассимиляция, характерная для богатого и сложного прошлого нации, в конечном итоге восторжествует.

История должна залечивать раны, а не бередить их, говорит Далримпл. К этому вопросу следует подходить, учитывая всю его сложность. Он сетует, что вместо этого, в Индии пропаганда в духе индийских националистов ведется с большим размахом, затронув даже Болливуд. Произведенные им фильмы искажают историю и разжигают поляризацию: «То, что мы видим, трагично … Фильмы Болливуда намеренно создают разделение и демонстрируют грубые стереотипы, где все приверженцы одной религии мирные, добрые, хорошие, правдивые и красивые, а все приверженцы другой религии мерзкие, жестокие, агрессивные и ужасные». Историк отмечает, что искажение информации также стало нормой на национальном телевидении и в общественных дебатах.

Историк развеял миф о негативном влиянии Моголов на Индию.

The Anarchy: The East India Company, Corporate Violence, and the Pillage of an Empire : Dalrymple, William: Amazon.in: Books

Источник: Amazon

Индийские националисты заявляют, что индусы на протяжении столетий оставались порабощенными Великими Моголами и Британской империей, и это подорвало их религиозную идентичность. Их лидеры призывают к утверждению индуистской гордости и превосходства и осуждают «искажение современной истории», как они называют любой сочувственный или романтизированный рассказ о завоевании Индии Моголами. Нередки случаи насилия и запрета на книги или фильмы, которые не укладываются в рамки правой идеологии. Например, в январе 2023 года власти Индии заблокировали документальный фильм BBC с критикой роли премьер-министра Нарендры Моди в антимусульманских беспорядках 2002 года в штате Гуджарат, где он тогда был главным министром.

Далримпл, которого считают одним из самых авторитетных специалистов в этой области, отмечает, что культурная война значительно осложняет работу историков. Он описывает ревностные попытки индийских националистов переписать историю и представить ее грубую и искаженную версию.

«Должна быть дискуссия об истории, и все должно быть предметом обсуждения», – утверждает Далримпл. Но эти попытки должны основываться на фактах. «Это не может быть просто проявлением религиозного фанатизма, мускулистого национализма или политических убеждений… Переписывать прошлое и создавать интерпретацию истории, навязанную политическим диктатом, опасно для любой страны», – заявляет историк.

Индийские ученые: Моголы выступали за секуляризм и межрелигиозный мир.

The East India Company was corrupt but intimate, the Raj was much more racist: William Dalrymple - Times of India

Источник: Seema Goswami

Хотя он приветствует сосуществование различных интерпретаций истории, у него вызывает отторжение «грубая бинарная система», когда мусульманские правители изображаются как фанатики и кровожадные убийцы индусов. Например, индуистского короля маратхов XVII века Шиваджи превозносит как спасителя, а наследие Типу Султана, мусульманского правителя Майсура XVIII века на юге Индии, яростно оспаривается. «На самом деле и Типу Султан, и Шиваджи жили во времена нестабильности и политического насилия, когда империя Великих Моголов распадалась. Это было время осад, резни и кровопролития. И должна быть возможность взглянуть на историю с большей тонкостью, чем просто изображать людей одного религиозного убеждения фанатиками и чудовищами, а людей другой национальности белее белых богов и патриотическими героями», – говорит шотландский историк.

В своих книгах он подробно исследует культурную и религиозную ассимиляцию и военные союзы, которые существовали между мусульманскими могольскими правителями из Центральной Азии и индуистскими раджпутами в Индии, а также то, как индуисты и мусульмане вместе создавали сложную культуру.

Историк согласен с тем, что в эпоху после раздела, после взаимного геноцида, историки пытались подчеркнуть некоторые неудобные аспекты мусульманского вторжения в Индию, такие как разрушение многих храмов и монастырей. «Но сейчас мы движемся к другой крайности, когда весь индо-исламский период в 600 лет изображается почти как своего рода непрерывный Холокост: ад разрушений и кровопролития, изнасилований и грабежей. Из-за растущей поляризации культура сосуществования разрушается с поразительной скоростью», – заявляет Уильям Далримпл.

Приводя примеры из истории времен правления Великих Моголов, Акбара и Бахадур Шаха, писатель пытается выразить мысль о том, что, казалось бы, два очень непохожих мира могут жить в гармонии. «Индуисты и мусульмане веками жили бок о бок и создали общий язык и литературу, общее искусство и архитектуру. Они посещали святыни друг друга и вместе отмечали праздники. Любая идея о том, что существует долгая и непрерывная история антагонизма между двумя великими религиями, практикуемыми в Индии, неисторична. Были не только моменты мирного сосуществования, но и целые периоды переплетения культур», – говорит он.

Как правительство Моди переписывает историю Великих Моголов.

Исламосфера

Комментарии