Сидди: потомки африканцев в Индии

В Индии насчитывается 20-50 тысяч представителей этнических племен африканского происхождения, которые веками жили почти в полной безвестности. В основном они являются мусульманами, сообщает BBC.


Живущие изолированно и затворнически, сидди сосредоточены, в основном, небольшими очагами деревень в индийских штатах Карнатака, Махараштра и Гуджарат, а также в городе Хайдарабад (есть также значительное население в Пакистане). Называют разную численность – от 20 000 до 50 000. Сидди являются, главным образом, потомками рабов, которых еще в VII в. начали привозить в Индию арабы, а в более поздние века – португальцы и британцы. Часть сидди были свободными людьми, которые прибыли в Индию в качестве торговцев, моряков и наемников. После отмены рабства в XVIII-XIX вв. сидди бежали в густые джунгли страны, опасаясь повторного захвата.

После отмены рабства в XVIII-XIX вв. сидди бежали в густые джунгли Карнатаки, опасаясь повторного захвата / Источник: Нилима Валланги

Этих африканских рабов сначала называли хабши, что по-арабски означает «абиссинец». Но те из них, кто поднимался по служебной лестнице, удостаивались титула сидди, возможно, от арабского слова саид «господин». Позже это название закрепилось за всеми жителями Индии африканского происхождения. По другой версии «сидди» называли капитанов кораблей, привозящих рабов.

Местные женщины носят цветные сари и разделяют индийские традиции / Источник: Нилима Валланги

Так как сидди предпочитают заключать браки между собой, они выглядят как африканцы, но при этом полностью восприняли индийскую культуру, традиции и язык. Большинство сидди являются мусульманами, среди них распространен суфизм, а часть исповедует индуизм и католицизм.

Источник: Нилима Валланги

Сидди оставили свой след в истории Индии. Об этом напоминают витиеватые хитросплетения решетки в виде древа жизни в знаменитой мечети Сиди-Саид в Ахмадабаде. Ее построил в XVI в. Сиди Саид, сидди из свиты гуджиратского военачальника Билала Джхаджар Хана.

Древо жизни в знаменитой мечети Сиди-Саид в Ахмадабаде / Источник: Нилима Валланги

На острове в Аравийском море недалеко от Мумбаи возвышается легендарный Муруд-Джанджира, удивительный и неприступный морской форт. Сидди основали небольшое княжество Джанджира еще в XII в. Прежнее название этой местности звучало как Хабшан (т.е. земля хабши).

Murud Janjira Panoramic View.jpg

Форт Муруд-Джанджира / Источник: en.wikipedia.org

Некоторым из сидди удавалось высоко подняться по социальной лестнице. Во времена Делийского султаната Джамал ад-дин Якут, происходящий из сидди, получил титул и стал доверенным лицом Разии-султан (годы правления 1235-1240). Самым выдающимся из сидди называют Малика Амбара (1548-1626) – сиддийского военачальника и премьер-министра Ахмаднагарского султаната. Он был привезен в Индию в качестве раба, но достиг высот власти.

Источник: Нилима Валланги

Несмотря на столь явные следы, сидди были поразительным образом стерты из истории Индии. Загнанные в тупик безразличием правительства и пренебрежительным отношением со стороны сограждан, сегодня они ведут маргинализированный образ жизни, работая, в основном, фермерами и чернорабочими.

Источник: Нилима Валланги

Сидди привлекли всеобщее внимание в конце 1980-х годов, когда спортивное управление Индии решило, что их естественный атлетизм, обусловленный африканским происхождением, поможет стране добиться успехов в мировом спорте. Был создан специальный проект, в рамках которого дети отбирались для обучения в качестве спортсменов. Эта программа многое сделала как для сидди, так и для страны, принеся признание этому народу и позволив Индии выиграть медали. Однако через несколько лет она была свернута.

В конце 1980-х годов спортивное управление Индии решило, что естественный атлетизм сидди, обусловленный африканским происхождением, поможет стране добиться успехов в мировом спорте. Был создан специальный проект, в рамках которого дети отбирались для обучения в качестве спортсменов / Источник: Нилима Валланги

Несмотря на то, что сидди являются жителями Индии и принимают эту страну как свою родину, Индия все еще не принимает их как своих граждан. Этот народ все еще борется за признание со стороны индийского общества.

Источник: Нилима Валланги

Исламосфера

Комментарии