Символ сопротивления – Слиман Мансур об оккупации и палестинской идентичности
Родившийся в Бирзейте на оккупированном Израилем Западном берегу художник Слиман Мансур начал рисовать ещё в юности после того, как получил поддержку от своего немецкого учителя.
Студия Слимана Мансура в Рамаллахе соответствует стереотипному образу творческого пространства художника: беспорядок, ручки, кисти и фотографии, разбросанные по столу рядом с недопитыми чашками чая. Стены мастерской увешаны его собственными картинами, а также полотнами, подаренными ему коллегами-художниками.
За время своей карьеры Мансур стал всемирно известным художникам благодаря своим фигуративным и символическим произведениям, в которых отражены социальные и культурные реалии палестинской жизни в условиях израильской оккупации.
Одной из его самых известных картин является работа 1994 года «Прошлым летом в Палестине», которая представляет собой его интерпретацию «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, за исключением того, что образ Иисуса заменен палестинцем, а 12 палестинских женщин занимают место учеников. Еще одна известная работа – «Верблюд бремени» 2005 года, на которой изображен хрупкий палестинский старейшина, несущий на спине сферу в форме глаза, а внутри нее находится город Иерусалим (аль-Кудс).
Собрание его работ основано на общих палестинских мотивах, в том числе на оливковом дереве, которое является символом глубоко укоренившейся связи палестинцев с землей. «Помню, когда мне было 12, мой дедушка купил участок земли. Он не измерял его в гектарах или акрах, он говорил, что купил 53 оливковых дерева», – рассказывает Мансур, подчеркивая значение урожая в его собственном воспитании.
Палестинец из Вифлеема охраняет самое древнее в мире оливковое дерево.
Собственная жизнь художника неразрывно связана с символами, которые он вкладывает в свои картины, и реалиями оккупации. Мансур живет в Иерусалиме, но управляет своей студией в Рамаллахе на оккупированном Западном берегу, совершая поездки через израильские контрольно-пропускные пункты несколько раз в неделю. Одна такая поездка может занять от 45 минут до шести часов.
Оккупация и искусство. Мансур родился в Бирзейте, палестинском городе к северу от Рамаллаха, в 1947 году, за год до Накбы, когда более 700 000 палестинцев были насильственно изгнаны из своих домов, чтобы освободить место для создания Израиля.
Молодой художник начал рисовать с самого раннего возраста, и позже немецкий наставник в школе-интернате в Вифлееме заметил его талант, поощряя молодого Мансура к углублённым изучению живописи и участмю в художественных конкурсах. «Учитель подал заявку на участие в кружке рисования, а затем сказал мне, что я выиграл конкурс Организации Объединенных Наций для детей мира. Это было в 1962 году», – вспоминает Мансур.
За свои усилия подросток Мансур получил денежный приз в размере 200 долларов, но, что более важно, он осознал, что хотел бы заниматься искусством более серьезно. 1960-е годы были периодом, когда как у палестинцев, так и у израильтян формировалось сильное чувство национальной идентичности.
Жизнь рядом с мечеть Аль-Акса: история страданий одной палестинской семьи.
Нарратив Израиля в этот период в значительной степени стер палестинское присутствие на земле исторической Палестины до сионистских миграций в начале XX века. Это был период, когда большое внимание уделялось ложным фактам, таким как идея о том, что современные еврейские поселенцы в этом регионе столкнулись с бесплодной и малонаселенной землей, что они якобы заставили пустыню цвести.
В таком мифотворчестве не было места для местной палестинской общины. По словам Мансура, палестинцы в этот период столкнулись с риском полного исчезновения их исторического напрашивается по причине таких сионистских идей. «В этом и заключалась стратегия сионистского движения – отрицать наше существование, потому что, когда нас нет, гораздо проще захватить нашу землю, убить нас, посадить в тюрьму», – говорит художник.
Таким образом, для таких мастеров, как Мансур, возникла обязанность переформулировать палестинскую историю, включив в свое искусство как традиционные символы, так и новые. «Как художники мы начали искать образы, отражающие идентичность», – объясняет он, уточняя, что это был процесс, связанный с обращением к древней культуре и ландшафту исторической Палестины.
«Пейзаж – это произведение искусства наших предков. Когда израильтяне оккупировали нашу землю, они начали сажать неместные кипарисы и сосны вместо оливковых деревьев, чтобы изменить ландшафт», – рассказывает художник.
Борьба палестинской семья за сохранение национального символа.
Символ сопротивления. Помимо оливкового дерева, в работах Мансура есть ряд других символов, связанных с палестинской борьбой, таких как яффский апельсин, слубы, вышитые в традиционном стиле татриз, голубь и шарф-куфия.
«Когда я рисую апельсиновые деревья, я рисую землю, которая была оккупирована в 1948 году, а когда я пишу оливковые деревья, я рисую землю, которая была оккупирована в 1967 году», – говорит мастер, имея в виду Накбу, а также более позднее израильское завоевание Западного берега, Восточного Иерусалима и Газы.
Еще одним более поздним символом, по словам Мансура, является кактус, который стал ассоциироваться с сопротивлением и борьбой палестинцев. Курирование электронной сети символов, которая укрепляет палестинскую идентичность и, возможно, помогает сохранить ее, вызвало раздражение в Израиле. Так, в самом недавнем и печально известном примере израильского подавления палестинских символов сионистские законодатели настаивали на запрете палестинского флага, включив его в список флагов «враждебного образования».
Мансур рассказывает, что его работа подвергалась критике на протяжении десятилетий. «В 1979 году, когда мы начали проводить выставки, приходили израильтяне и конфисковывали картины, которые им не нравились». Оправдание, предложенное израильтянами Мансуру и другим художникам, заключалось в том, что изображения представляли собой «подстрекательство». Мансур также говорит, что израильские официальные лица в прошлом посещали его выставки и закрывали их, забирая с собой ключи от галереи, где хранятся его работы.
Как арбуз стал символом палестинского сопротивления.
Для самих художников идея о палестинской женщине, ухаживающей за своей землей, прямо подрывает основополагающий миф Израиля о сионистских первопроходцах, превращающих пустыню в сельскохозяйственные угодья.
Если намерением сионистов было задушить палестинскую активность посредством искусства, то эта цель привела к обратным результатам. «Все, что злило Израиль, впоследствии становилось символом», – объясняет Мансур, описывая, как реакция Израиля заставила художников использовать более тонкие символы палестинской идентичности. Одним из таких примеров является арбуз, который стал ассоциироваться с Палестиной в силу того, что он содержит цвета палестинского флага.
За десятилетия Мансур нажил преданных поклонников и получил международное признание своей работы. Он был удостоен Премии ЮНЕСКО 2019 года в области арабской культуры. Мастер также получил главный приз на Каирской биеннале в 1998 году и Палестинскую премию в области изобразительного искусства в 1998 году.
Сегодня Мансур посвящает свое время наставничеству и обучению молодых художников и студентов, предоставляя им возможность развивать свои творческие способности и извлекать пользу из его богатого жизненного опыта.
Как художник, Мансур говорит, что предпочел бы держаться подальше от политики. Но для палестинца искусство – это выход, способ успокоить совесть, которая не позволит ему отвести взгляд от факта оккупации. «Для моих учеников крайне важно понять чувство принадлежности и никогда не терять надежду. Если мое искусство может убедить мой народ, то оно способно повлиять на кого угодно в мире», – объясняет он.
Археология как форма палестинского сопротивления.
Исламосфера