Смерть в исламской мысли: начало вечной жизни, а не исчезновение

Начиная с первого исламского философа Якуба ибн Исхака аль-Кинди, проблема смерти рассматривалась, главным образом, в психологическом контексте, как то, что вызывает горе, тревогу, мешает обрести счастье. Путь решения этой проблемы мыслители видели в разуме и высокой нравственности (ахлаки).


Аль-Кинди в своей «аль-Хила ли-даф’ аль-ахзан» рассматривает проблему смерти и страха перед ней. Как он заявляет, смерть является основной чертой человеческой природы, потому что человек определяется как «разумное и смертное существо». Следовательно, если бы не было смерти, не было бы и человека, и если существо не смертно, оно не является человеком. В соответствии с учением ислама, аль-Кинди пишет, что смерть – это не абсолютное небытие, а переход к вечной и высшей жизни. Основная причина страха смерти – неверие в такую ​​жизнь или отсутствие правильной информации о ней.

Эти взгляды аль-Кинди поддерживали и другие исламские философы, такие как ар-Рази, Абу Зайд аль-Балхи, Ибн Сина, Ибн Мискавейх, Рагиб аль-Исфахани. Такие мыслители, как Имам Газали, ат-Туси, в целом, придерживались такого же подхода, но имели и свое мнение.

Полюбить смерть: Сократ и Мевляна.

Источник: Muslim Aid

В «Тыбб ар-рухани» ар-Рази рассматривает связь между страхом смерти и самоубийством, и пишет о положительном влиянии веры на нравственность и психическое здоровье. Он отмечает, что человек, который верит, что умереть – значит перестать существовать, может считать самоубийство спасением от проблем этого мира. Кроме того, тот, кто не верит в загробную жизнь, может увлечься потаканием своим страстям, чтобы отвлечься от страха смерти. С другой стороны, мысль о том, что душа, как и тело, смертна и поэтому после гибели не будет никаких мучений, может привести человека, пытающегося спастись от бед этого мира, к выводу, что умереть лучше, чем жить, то есть к самоубийству. А тот, кто верит в загробную жизнь, придерживается принципов добра и добродетели и не боится смерти.

Ибн Мискавейх в «Тахзиб аль-ахляк» заявляет, что страх смерти проистекает из недостатка знаний о душе, которая составляет истинную сущность человека. Вместе с этим он также включает точку зрения Сократа о том, что существуют два вида смерти: добровольная (иради) и естественная (табии). Естественная смерть наступает, когда завершается срок жизни человека в этом мире, а добровольная, когда он сдерживает свои плотские желания. В своем трактате под названием «Рисаля фи аль-хауф мин аль-маут ва хакикатих» Ибн Мискавейх подробно рассматривает причины страха перед смертью и говорит, что все они, по сути, беспочвенны. Поскольку истинной причиной такого страха является не сама гибель, а незнание того, что происходит после нее, то, чтобы спастись от него, необходимо избавиться от незнания. А тот, кто боится наказания в загробной жизни, на самом деле страшится этого, а не окончания жизни, поэтому ему нужно избегать совершения грехов.

Газали также уделяет значительное место в своих произведениях теме смерти и страха перед ней. Он приводит такое сравнение, что если бы плод в чреве матери обладал способностью мыслить, то не захотел бы появляться на свет из-за своего незнания, что его ждет, но придя в этот мир, он не согласился бы вернуться в утробу матери. В «Ихья улюм ад-дин» аль-Газали подробно рассматривает тему смерти, суммируя ошибочные представления о ней и объясняя истинную ее природу. Он пишет, что на самом деле тревога и страх смерти связаны не с тем, что человек перестанет существовать, а с тем, что он будет разлучен со своим телом, семьей и близкими, а также со своим имуществом. Но истинное наше существование – это душа, а она бессмертна.

Аттар и суфизм: путь исчезновения и бессмертия.

Источник: Muslim.Sg

Исламосфера

Комментарии