Соловей и роза в восточной поэзии
Соловей и роза – это один из самых распространенных образов в литературе дивана. Соловей выступает в качестве символа влюбленного. Он выводит свои трели, ради встречи с любимой, выражая свою любовь к розе или чтобы увидеть, как распустится розовый бутон. Его голос прекрасен.
Образ влюбленного в розу соловья отчасти подкрепляется поведением этой птицы в природе – они сооружают гнезда на ветках, нередко в колючих кустарниках, в том числе и в зарослях роз, так как туда не проникают змеи. В литературе дивана соловей является символом влюбленного мужчины. Все цветы влюблены в розу, но из птиц в нее влюблен только соловей. Но его любовь безнадежна, роза никогда не ответит ему взаимностью. Роза в поэзии символизирует жеманную и капризную возлюбленную, она ветрена и жестока, погружена в изнеженность, как сон.
Цветок и птица: вековые традиции иранских живописцев.
А соловей – это влюбленный, который воспевают эту изнеженность. Его спутники – саз, музыка и слезы. Любовь для влюбленного одновременно и болезнь, и лекарство. Чтобы влюбленный исцелился от своей болезни, он нуждается в возлюбленной. Если соловей оставил свое щебетание, значит, его душа умерла, он не прошел испытание любовью.
Влюбленный готов отдать жизнь за возлюбленную. Единственное его желание – чтобы возлюбленная проявила бы к нему хотя бы мимолетный интерес. Но она, отказывая ему в этом, ввергает его в муки. Не в силах вытерпеть их, он начинает стенать: «Ах!». Отныне это его зикр (поминание), символическое выражение слова «Аллах». Первая и последняя буква слова «Аллах», «а» и «х» и образуют восклицание «Ах». Терзаясь муками, влюбленный пытается облегчить свои страдания этим зикром.
“Калила ва Димна” – мусульманский бестселлер с полуторатысячелетней историей.
История соловья и розы в различных стихах приводится в разных вариантах. Нередко в них соловей не может добраться до розы из-за ее шипов, но он стремится к ней и умирает от колючки, вонзившейся в грудь, полив розу своей кровью. Когда соловей, потеряв контроль над собой в своих песнях, погибает, то роза выпивает его кровь и меняет цвет из-за нее. Красный цвет розы – это кровь соловья.
Упала колючка с розы, ранив в грудь соловья,
Он смотрит то на шип, то на розу и плачет.
Наили
Роза хитростью хочет испить кровь соловья,
Скажите воде, пусть спасет соловья.
Фузули
В историях соловья и розы часто встречаются такие понятия, как разлука, душевная рана, весна, шип. Один из распространенных сюжетов – соловей жаждет увидеть, как распускается бутон. С вечера он начинает петь, чтобы не заснуть, но ближе к утру обессиливает и на короткое время засыпает. А когда открывает глаза, видит, что роза уже распустилась, и снова начинает свои стенания. В литературе дивана также встречаются образы, связанные с тем, как раскрывается розовый бутон на заре, как утренний ветер перебирает листья розы, разрывает их. Нераспустившийся розовый бутон – это тайна и сокровищницы тайн. Также бутон часто – это символ чистой и целомудренной возлюбленной, а роза – легкомысленной и даже развратной.
Розы и любовь к Пророку на фестивале в Сараево.
Утренний ветер лишил девственность бутона, порвав его лепестки,
Соловьи выплатили выкуп за это преступление кровавыми слезами.
Рафат
Подобно бутону, скрывай тайну любви.
Хаяли Бей
Исламосфера