Сомалийско-финский режиссер: «Мы нация сказителей и поэтов»
«Жена могильщика» сомалийско-финского режиссера Хадара Айдеруса Ахмеда является единственным фильмом, выдвинутым на «Оскар» от Сомали.
Хадар Айдерус Ахмед родился в 1981 году в Могадишо в Сомали и переехал в Финляндию в возрасте 16 лет вместе со своей семьей в качестве беженца. Он не посещал какую-либо киношколу, но уже в юности влюбился в кино. «Я понял, что именно этим я хочу заниматься, – рассказывать истории и превращать их в визуальные эффекты», – рассказывает режиссер.
Поначалу его друзья и семья не поддерживали выбор карьеры. «[Моя мать] хотела, чтобы я был врачом, юристом или кем-то еще… Так как я единственный сомалийский режиссер в Финляндии, она была убеждена, что это очень сложно, и у меня может ничего не получиться». Но увидев, что работы ее сына имеют успех, она смирилась и даже стала самой преданной его поклонницей.
Карьера Хадара Айдеруса Ахмеда в кинематографе началась в 2008 году, когда он написал сценарий для короткометражного фильма «Граждане». С 2014 года он сам начал снимать короткометражные фильмы, довольно хорошо встреченные публикой. Кроме того, он сделал заметную карьеру в качестве сценариста.
Кто такие гриоты, и почему они важны?
Первым полнометражным фильмом сомалийско-финского режиссера стал «Гулед и Насра», который во всем мире стал известен как «Жена могильщика». Премьера ленты состоялась в июле 2021 года на Каннском кинофестивале. Ее герои, Гулед и Насра, – любящая пара, живущая на окраине города Джибути со своим сыном-подростком Махадом. Однако они переживают трудные времена: Насре срочно нужна дорогостоящая операция по лечению заболевания почек. Гулед работает могильщиком, но это низкооплачиваемая работа, и перед ним стоит задача собрать огромную для него сумму денег, чтобы спасти Насру и сохранить семью.
«Жена могильщика» получила признание критиков, была показана на разных кинофестивалях и удостоилась множества наград. В 2022 году она стала первым фильмом, выдвинутым на премию «Оскар» от Сомали.
Песня и молитва Юссу Н’Дура: легенда африканской музыки говорит о самом сокровенном.
Как рассказывает Хадар Ахмед, сценарий он написал еще десять лет назад, но отложил его, так как считал, что ни один финской режиссер не отнесется к этой истории так же трепетно, как он сам. Он решил сначала получить опыт режиссуры, чтобы самому взяться за экранизацию. Хадар Ахмед специально снял свой фильм в Африке и с актерами из Сомали, чтобы рассказать о жизни африканцев с необычной для Запада точки зрения. «Мы привыкли смотреть африканские истории через призму западных кинематографистов. Для меня это было трудно: они всегда связаны с войной или торговлей людьми, со всеми этими одномерными, стереотипными образами, которые только можно представить. Я бы спросил: «Где любовь? Где истории любви, на которых я вырос, истории любви, которые я видел в своей семье?» Я хотел показать, что в этой части света тоже есть любовь», – говорит режиссер. Он добавляет: «Мы – нация сказителей и поэтов, но миру нас всегда представляют как пиратов. Я хотел показать свою версию того, каким я вижу себя, своих соседей, членов моей семьи. Это был своего рода ответ: дать понять молодому поколению, что на самом деле мы не такие, какими нас представляют на экранах. У нас есть другая сторона».
Заявив, что он хотел вдохновить других сомалийских кинематографистов снимать свои собственные фильмы, Хадар Ахмед намеревается продолжить в том же духе. «Я сказал своим друзьям и коллегам, что это только начало. Я хочу снимать все свои фильм в Африке. Это точно», – говорит он.
Спектакль о влиянии мусульман на историю блюза поставят в США.
Исламосфера