“Сорок татар” в Литве: 600 лет исламской истории одной деревни

Примерно в двадцати минутах езды к юго-западу от столицы Литвы Вильнюса, сразу за поселком Пагиряй, пыльная, обсаженная деревьями дорога ведет на Запад, за маленькую заправочную станцию “Дина”. По обеим сторонам дороги растут серебристые березы и маленькие вечнозеленые деревья. Тут же рядом расположены бетонные скамейки, возле которых несколько раз в день останавливаются автобусы, пишет Тарик Хуссейн.


Эта дорога ведет в Кетуриасдешимт Тоторю, крошечную деревушку, основатели которой сыграли большую роль в истории Литвы. Самое замечательное в этих давно забытых героях литовской истории – это их самобытность.

Шихабутдин Марджани: штрихи к портрету.

Кетуриасдешимт Тоторю означает “сорок татар”. Это первый ключ к разгадке. Вторая подсказка должна быть видна с воздуха. Улицы и дома Кетуриасдешимта Тоторю расположены подобно древнему татарскому военному лагерю, потому что первые поселенцы были воинами, прибывшими сюда, чтобы защитить Литву от германских рыцарей, и самое очаровательное, что воины были мусульманами.

Modern graves at Nemezis cemetery.JPG

Источник: Тарик Хуссейн

Терпимые балтийские язычники

История начинается в 14 веке, когда большая часть Балтийского региона объединилась под знаменем Великого Княжества Литовского. Это было очень интересное место в Средневековой Европе. В то время как Западная и Южная Европа были захвачены христианами-фундаменталистами, а Восток медленно обращался в ислам, на севере Великое Княжество Литовское представляло собой языческое королевство, отличавшееся терпимостью, особенно когда дело касалось религии.

“Я не запрещаю христианам поклоняться Богу по своей вере, русским – по своей, полякам – по своей, а мы сами будем поклоняться Богу по своим обычаям”, – говорил великий князь Гедимин (1275 -1341).

Мусульмане Румынии: наследники Османской империи и Крымского ханства.

К сожалению, германские христианские ордена Запада не отличались религиозной терпимостью. По их мнению, все должны были принять христианство, в том числе и Великое Княжество Литовское. Литовский герцог даже “принял” христианство, чтобы попытаться умиротворить Орден, хотя это, казалось, мир не продлится долго.

В конце XIV века к власти в Великом княжестве пришел князь-язычник Витовт, чья империя теперь простиралась от Балтийского моря на севере до Черного моря на востоке. Кроме того, у Витовта теперь было много могущественных союзников на Востоке, где находились мусульманские земли.

Grand Mufti Ramdan Yaqoob 2.JPG

Великий муфтий Рамадан Якуб / Источник: Тарик Хуссейн

В 1398 году, во время короткого периода мира с христианами, князь Витовт решил укрепить границы своего государства, пригласив в Литву большую группу крымских татар-мусульман. Татары имели жестокую боевую репутацию и славились своей преданностью. Витовт знал, что мир с тевтонскими рыцарями не продлится долго, и поэтому он поселил этих мусульман недалеко от своей столицы Тракай, в деревнях, подобных Кетуриасдешимт Тоторю. Таким образом татарские войска находились не более чем в полудне пути от городских стен. Через короткое время их помощь понадобилась.

«Когда крестоносцы пришли насаждать христианство, литовцы сказали: “Нам это не нравится, ты же знаешь”. Он (Витовт) собрал большую армию, а затем пригласил мусульманских воинов, чтобы изгнать крестоносцев», – объясняет Рамадан Якуб, прямой потомок членов этой самой первой мусульманской общины. Сегодня г-н Якуб является великим муфтием Литвы и лидером 3000 мусульман страны, половина из которых – татары.

Героем первой полнометражной крымскотатарской сказки стал Хизр.

Мусульманские герои войн Литвы

Напряженность в отношениях с тевтонскими рыцарями достигла решающей точки в 1410 году. 15 июля противоборствующие стороны встретились близ восточногерманского города Танненберг (Грюнвальд) в так называемой Грюнвальдской битве. Татары-мусульмане присоединились к армии литовских, польских, чешских и русских войск, насчитывавшей около 30 000 человек. Им противостояли 20 000 тевтонских рыцарей.

Сражение было очень важным. Поражение в нем означало утрату Великим княжеством своей независимости. Великое княжество победило, и мусульмане закрепили за собой статус балтийских героев.

После изгнания нетерпимых христиан Витовт разрешил воинам-мусульманам остаться в княжестве и свободно исповедовать свою религию, объясняет муфтий Якуб.

Земли, которыми Витовт наградил татар-мусульман, простирались примерно от юга Тракая в Литве до польского города Белостока на Западе и белорусской столицы Минска на востоке. Именно здесь татары живут уже почти семь веков, ассимилируясь и интегрируясь с окружающими.

Первоначально татары говорили на кипчакском языке, и контакты между Великим княжеством и его крымским союзником оставались частыми. Даже когда Витовт и его подданные приняли христианство, татары процветали, становясь землевладельцами, торговцами, чиновниками и высокопоставленными военными офицерами.

Однако при последующих правителях контакты с Востоком и Крымом прекратились. Это привело к тому, что прибалтийские татары оказались изолированными от своих исконных корней и единоверцев. К XVIII веку они перестали пользоваться кипчакским языком.

Keturiasdesimt Totoriu mosque and cemetery.JPG

Мечеть и кладбище в Кетуриасдешимт Тоторю / Источник: Тарик Хуссейн

“У нас есть доказательства того, что 250 лет назад наши предки использовали арабский алфавит для написания славянских слов. К этому времени они уже лишились кипчакского языка”, – говорит муфтий Якуб. В XIX веке, когда известный ученый Мурад Рамзи писал об этой общине, он также заметил, что на их ограниченное понимание ислама оказала сильное влияние жизнь в изоляции.

То ограниченное понимание ислама, которое у них было, пострадало еще больше в XX веке, когда Литва стала частью атеистического СССР.

“Это было самое худшее время. Все люди религии и знания были либо убиты, либо изгнаны. Архивы были сожжены. Ислам был запрещен”, – говорит муфтий Якуб. До советской эпохи в Литве было около 25 татарских мечетей, разбросанных по всей стране, в том числе в столице Вильнюсе. Сегодня остались только три, ни одной в столице, все они находятся в малоизвестных, деревнях, таких как Кетуриасдешимт Тоторю.

Казанский мастер возрождает традицию татарской национальной обуви.

“Европейские” литовские мечети

Первоначально мечеть в Литве выглядела точно так же, как и любая другая деревянная хижина в сельской местности: темно-коричневый квадрат из аккуратных вертикальных деревянных досок с несколькими маленькими простыми квадратными окнами и изогнутой жестяной крышей. Она не похожа на мечети, которые можно увидеть повсюду в мире; арабески не украшают ее фасад, у нее нет минарета. То, что это мечеть, можно понять только по полумесяцу на вершине богато украшенной маленькой башенки с маленьким луковичным куполом, где должно быть острие жестяной крыши.

Мечеть в Кетуриасдешимт Тоторю – это, вероятно, самая европейская мечеть. Это мечеть выглядит в точности как дома в литовской сельской местности.

Это неудивительно, учитывая, что мечеть стоит здесь с 1558 года, а может быть, и раньше. На кладбище возле мечети есть могилы, которые, как говорят, относятся к тому времени. Могила Аллахберди, датируемая примерно 1621 годом, вероятно, является самой старой идентифицируемой мусульманской могилой во всей Северной Европе.

Inside the Fatima Stantrukova mosque.JPG

Внутри мечети / Источник: Тарик Хуссейн

“Я не могу сказать, что являюсь кем-то другим. Я местный житель. Я гражданин, я не могу сказать, что мои родители приехали откуда-то еще, я литовец”, – говорит муфтий Якуб. Его слова перекликаются с настроениями литовских татар-мусульман по всей стране, включая 120 человек, все еще живущих в Кетуриасдешимт Тоторю, некоторые из которых утверждают, что они являются прямыми потомками той самой первой общины мусульман, которая воевала вместе с Витовтом. Мусульмане составляют треть населения деревни, и все же мечеть теперь открывается только по особым случаям, там нет ежедневных служб, как в других местах.

“Большинство людей здесь даже не знают, как молиться, поэтому мечеть открыта только для важных церемоний, таких как похороны и религиозные праздники”, – говорит Евгения Якубаускене, 65-летняя татарка-мусульманка, муж которой родом из Кетуриасдешимт Тоторю. Как ни странно, угнетение и изоляция, испытываемые народом Евгении, привели к тому, что мечеть теперь взяла на себя другую, возможно, более важную роль.

“Мы очень давно потеряли наш язык и большую часть нашей идентичности. Мечети очень важны. Это все, что у нас осталось”, – говорит Фатима Стантрукова, 70-летняя сельская жительница, которая добровольно работает сторожем в мечети и близлежащем татарском общинном центре.

Татарские мухаджиры от Сибири до Коньи.

Здание мечети разделено на две комнаты – одну для мужчин и одну для женщин, с небольшим зеленым сетчатым занавесом, закрывающим отверстие в разделительной стене. Обе комнаты имеют небольшие деревянные балконы в задней части и несколько скамеек для тех, кому сложно совершать намаз стоя. Интерьер полностью покрыт сосновыми балками от пола до потолка и декоративным синим ковром. На ковре изображены арки, указывающие на Священную Мекку.

В зале для мужчин расположен ярко окрашенный деревянный минбар в турецком стиле. Отсюда имам произносит свои проповеди. Рядом с ним находится место, где стоит имам во время молитвы. В наши дни это место бывает занято лишь изредка.

Nemezis Mosque.JPG

Мечеть в Немезисе / Источник: Тарик Хуссейн

Грядут перемены

Одним из таких нечастых имамов является Александр Беганскас, также известный как Хамза. Он служит в мечети в Немежисе, еще одной из трех оставшихся татарских мечетей в Литве. В советское время здание мечети использовалось как склад. Есть еще одна мечеть в деревне Райжяй.

Польские татары – единственное мусульманское меньшинство страны.

Как и у многих пожилых татар, у Хамзы есть “официальное” и “мусульманское” имя – еще одно наследие советской эпохи. Хамза, как и муфтий Якуб, отчаянно пытается изменить роль ислама и мечетей среди своего народа.

“Люди думают, что ислам – это просто культура для татарского народа. Мы пытаемся это изменить. Мы должны это изменить. Спустя 600 лет мы все еще остаемся мусульманами”.

Imam Hamza and son Eldar.JPG

Имам Хамза со своим сыном Эльдаром / Источник: Тарик Хуссейн

Во время Рамадана Хамза возглавляет ночную молитву, на которую в среднем приходит десять человек. Это не очень похоже на деревню, где мусульманское население составляет 400 человек, но в предыдущие годы не было и этого количества. У Хамзы двое детей. Его дочь имеет мусульманское имя, а сын – татарское имя Эльдар.

Когда Эльдар вырастет, Хамза хочет, чтобы он стал имамом, о чем поколение его родителей могло только мечтать в отношении своих детей.

“Я очень, очень счастлив, что живу сейчас в этой общине. Когда родился мой сын, я без проблем сделал ему обрезание. Я родился мусульманином, и у меня есть хороший шанс внести свой вклад в развитие нашей общины. Мы что-то делаем”, – говорит он.

В Касимове открылась выставка о касимовских татарах.

Еще четыре мечети, подобные тем, что есть в Литве, можно найти на землях, подаренных татарам-мусульманам Витовтом. В настоящее время они находятся за пределами современных границ Литвы, в польских городах Крушиняны и Бохоники, а также в белорусских городах Новогрудок и Ивье.

Мечети и история общины, построившей их, являются своевременным напоминанием балтийским и европейским народам о том, что ислам и мусульмане не являются чем-то новым для этой части мира. Их история напоминает нам о важности борьбы с нетерпимостью именно так, как это делали мусульмане XIV века, обеспечивая выживание литовской идентичности. Как выразился один житель Кетуриасдешимт Тоторю, в наше время подобная история – “подарок” для всех нас.

Women of Keturiasdesimt Totoriu.JPG

Женщины деревни Кетуриасдешимт Тоторю / Источник: Тарик Хуссейн

Исламосфера

Комментарии