«Сорок хадисов» – жанр исламской литературы

Жанр «Сорок хадисов» появился в исламском мире в середине VIII в. и получил самое широкое распространение.


В арабском языке этот жанр именуется «Арбаин хадис», в персидском «Чихиль хадис», в тюркских «Кырык (кырк) хадис» Руководствуясь высказываем Посланника Аллаха (мир ему) «Тот, кто сохранит для моей общины 40 хадисов, касающихся религии, будет воскрешен в Судный день в числе ученых и факихов» ученые создавали сборники, в которые включали указанное число хадисов. После того, как этот жанр получил распространение, подобные сборники стали составлять только ради того, чтобы продолжить данную традицию, удостоиться молитв читателей, получить вознаграждение от Аллаха или излечиться от какой-то болезни. Не все их авторы были обладающими глубокими познаниями хадисоведами, поэтому их качество было разным. Известны случаи, когда в них были представлены откровенно выдуманные хадисы.

Хотя такие сборники называли «40 хадисов», они не всегда содержали указанное число преданий – их могло быть несколько больше или меньше.

“Убиение Хусейна” как жанр литературы.

Первые две страницы “Комментария к 40 хадисам” Исмаила Русухи Анкарави (1182 г.) / Источник: islamansiklopedisi.org.tr

Авторы отбирали 40 хадисов по разному принципу. В одних случаях выбирали разные темы, которые могли быть полезны для мусульман с практической точки зрения, в других сосредотачивались на какой-то одной – вероубеждении, загробной жизни, молитвах, исламском праве и его нормах, тасаввуфе, любви к Посланнику Аллаха (мир ему) и т.п. Другие отдавали предпочтение хадисам-кудси (Богооткровенным хадисам) или имеющим самые короткие иснады (цепь передатчиков). Также сборники «40 хадисов» могли включать хадисы от 40 разных сахабов, 40 табиинов, из 40 разных мест, из 40 известных сборников хадисов и т.п.

Самым известным из таких трудов, безусловно, является «40 хадисов» Имама Навави (1233-1278). Создан он на основе другого сборника «аль-Ахадис аль-куллийа алляти аляйха мадару ад-дин» Ибн Салаха аш-Шахразури, включающего 28 хадисов. Имам Навави добавил к ним еще 16, создав свой «Арбаин», ставший настольной книгой мусульман всего мира. Ее перевели на множество языков, и самые известные ученые составляли комментарий к ней. Другим выдающимся образцом этого жанра является «40 хадисов» Абдрахмана Джами, считающийся первым в иранской литературе. Составлением подобных сборников увлекались и поэты, такие как Алишер Навои, Физули, Нави, Наби, приводя стихотворные переводы разных хадисов.

Тазкире – биографические словари в персидской и турецкой литературе.

IMAM AL-NAWAWI (D. 1278 AD): THE FORTY HADITH (OF THE PROPHET MUHAMMAD)

“Сорок хадисов” имама ан-Навави (конец XVI – начало XVII вв.) / Источник: christies.com

Шиитские ученые, вдохновившись риваятами (преданиями), начинающимися со слов «Кто выучит 40 из моих хадисов…», «О Али, кто из моей общины выучит 40 хадисов…», «Кто из моих сторонников выучит 40 хадисов…», а также высказываниями, напоминающими распространенные среди суннитов или даже перечисляющие конкретные хадисы, также создавали сборники под названием «Арбаун хадис» или «Чихиль хадис». Они отдавали предпочтение таким темам, как биографии Али, Фатимы, Ахль аль-Байт (членов семьи Пророка), двенадцати имамов (да будет доволен ими Аллах), праведников и аскетов, завещанию Посланника Аллаха (мир ему) Али (да будет доволен им Аллах), имамату, правовым нормам, этике (ахляк). Такие сборники создаются и в наши дни. Среди них можно отметить объемный труд «аль-Арбауна хадисан» аятоллы Хомейни, содержащий хадисы на разные темы и их толкования.

Манакибнаме: жизнеописания святых и их чудеса.

Исламосфера

Комментарии