Созвездия зодиака в исламской религиозной и философской литературе

Слово «бурудж», которое переводят как «созвездия зодиака», несколько раз упоминается в Коране. Поэтому им придавали большое значение в исламском мире.


Понятия сферы неподвижных звезд на небе и особенно гипотетических фигур зодиака, пояса на небесной сфере вдоль эклиптики, по которому проходят видимые пути Солнца, Луны и планет, относятся к III до н.э. Символика зодиакальных созвездий, которые со времен месопотамских цивилизаций обычно были представлены животными, в той или иной степени варьируется в разных культурах. В исламской культуре они имели следующие названия: Овен (21 марта) – Хамаль, Телец (20 апреля) – Саур, Близнецы (21 мая) – Джауза, Рак (22 июня) – Саратан, Лев (23 июля) – Асад, Дева (23 августа) – Сунбуля, Весы (23 сентября) – Мизан, Скорпион (22 октября) – Акраб, Стрелец (22 ноября) – Каус, Козерог (22 декабря) – Джади, Водолей (20 января) – Далу, Рыбы (19 февраля) – Хут.

Слово «бурудж» является множественным числом от «бурдж» «созвездие; башня, крепость». Оно четыре раза встречается в Коране – один раз в смысле «башни» (ан-Ниса 4/78) и три раза в смысле «созвездия зодиака» (аль-Хиджр 15/16; аль-Фуркан 25/61; аль-Бурудж 85/1), в том числе один раз выступая в качестве названия суры. Комментаторы иногда объединяют эти два значения как «башни небесных стен».

Исходя из их упоминания в Священной Книге мусульман, исламские религиозные ученые придавали большое значение созвездиям зодиака. Фахр ад-Дин ар-Рази, известный тем, что в своих комментариях к Корану приводит и космологические теории, понимает их как стадии, стоянки, которые проходят планеты, Солнце и Луна. Он также сравнивает их с высокими дворцами в небе. Кроме того, согласно ар-Рази, слово «бурудж», заключая в себе сравнение этих созвездий с башнями небесных стен, откуда бросают камни в шайтанов, чтобы не дать им проникнуть в невидимый мир, является прекрасным примером метафоры.

Астрономия в мусульманском мире: от поэзии к науке.

A Brief Visual History of the Zodiac in Islam | Egyptian Streets

Источник: Wellcome Images

Турецкий толкователь Корана Эльмалылы Мухаммед Хамди указывает, что разделение пояса зодиака и названия входящих в него созвездий восходят к древним временам. Как он сообщает, в исламской культуре их возводят к пророку Идрису (мир ему).

Ученые, входящие в «Ихван ас-Сафа», тайное мусульманское научное сообщество в Басре в X веке, подробно рассматривали вопрос названий созвездий зодиака. Согласно им, они их получили в зависимости от их восхода и заката, расположения на севере или юге, связи с анасир аль-арбаа (четыре стихии: огонь, земля, воздух и вода), ахлят ар-арбаа (четыре жидкости человеческого тела: кровь, флегма (слизь), желтая желчь и черная желчь) и четырьмя принципами (тепло, холод, сухость и влага). Исходя из этого, они приобретают определенные качества в зависимости как от положения наблюдателя на земле, так и явлений на небе. Отношения созвездий зодиака с Солнцем, Луной и остальными пятью планетами так же важны, как и друг с другом. Планеты имеют определенные положения, называемые «байт-вабал», «шараф-хубут», «аудж-хадид», по отношению к знакам зодиака, и они особенно важны с точки зрения создания подробных астрологических карт и поиска мест, где влияние планет достигает своей наивысшей силы.

В истории исламской мысли и науки до XI в. различие между астрономией и астрологией не было четким. Наряду с астрономией, мусульманские философы и ученые считали астрологию, которая называлась «ильм ахкам ан-нуджум» (наука о знаках звезд) или «танджим» и определялась как «искусство выведения определенных значений из положения звезд», одной из математических или естественных наук. Хотя некоторые ученые отвергли это и признавали астрологию суеверием, она сохраняла свое значение в качестве как оккультной науки, так и символической системы. С другой стороны, пояс зодиака служил фиксированной системой отсчета как в астрономии, так и астрологии.

Верили ли турецкие султаны астрологам?

Is Astrology Permissible in Islam? - IslamiCity

Источник: IslamiCity

Такие труды, как иллюстрированный небесный атлас Абд ар-Рахмана ас-Суфи, исследующий зодиакальный пояс, и «Китаб ат-тафхим» аль-Бируни, обсуждающий принципы астрологии, оказали большое влияние на астрономию в мусульманском мире, в которой зодиак выступал в качестве центральной концепции. Особенно хорошо видно это в космологических объяснениях, где Вселенная и место в ней человека рассматриваются как единое целое. Он мыслился как пояс, соединяющий метафизический и физический миры. Считалось, что человек является «малой Вселенной» и связан с четырьмя стихиями, четырьмя принципами и четырьмя жидкостями, а потому он также открыт для небесных влияний от рождения до смерти. Таким образом, его физиология, органы и выделения тела связаны и с зодиаком. Соответствие каждому органу какого-то знака зодиака, а также отношения этих знаков с четырьмя стихиями и четырьмя принципами, в медицине исламского мира приобрело значение отдельной дисциплины.

Ибн Араби развил эту теорию, добавив в нее символические значения. В соответствии со свой концепцией «единства бытия» (вахдат аль-вуджуд) он разработал космологическую схему, в которой уровни бытия, соответствующие архетипическим особенностям знаков зодиака, выстроены согласно «проявлению» (таайюн) божественных имен в физическом и метафизическом мирах.

Вместе с этим многие мусульманские ученые в своих трудах предупреждали верующих об опасностях, которые таит в себе вера во влияние зодиакальных созвездий или звезд на людей. Как они отмечали, она противоречит принципу абсолютной власти Аллаха. Также, как видно из истории, верования, приписывающие какую-то независимую силу разным небесным телам нередко приводят к поклонению им, что несовместимы с единобожием. Кроме того, известно, что древние астрологические концепции со временем превратились в искусство гадания, а некоторые люди утверждают, что они из звезд могут узнать будущее. Все это противоречит запрету гадания в исламе.

Место человечества на небесах: введение в исламскую космологию.

Исламосфера

­Источник

Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi

Комментарии