Судьбы советских солдат, оставшихся в Афганистане
В Афганской войне 1979-1989 гг. участвовало 620 тысяч советских солдат. 15 тысяч погибло, 417 были признаны пропавшими без вести – все они попали в плен. Заявляется, что из них 130 было отпущено афганцами, 100 убито, а 64 воевали против советской армии. О судьбах некоторых из них рассказывает Самир Бабаоглу.
По данным западных СМИ, число пропавших в Афганистане гораздо больше, чем заявляется в российских источниках. Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ занимается поиском и возвращением оставшихся в живых на родину. Было найдено 29 человек, 22 из них согласились вернуться.
СМИ как России, так и других стран не раз помещали материалы об оставшихся в Афганистане солдатах, осуществляли репортажи с ними. Некоторые телевизионные каналы организовывали для них визит на родину.
Судьбы тех, кто остался, сложились по-разному. Часть из них, приняв ислам, обзавелась семьями. Хотя некоторые из них утверждают, что вполне счастливы, другие испытывают дискомфорт, выделяясь своей внешностью среди афганцев.
Николай Быстров – Исламуддин
Николай Быстров был призван в армию в 1984 году и отправлен исполнять интернациональный долг в Афганистан. Через полгода он попал в плен, принял ислам. Быстрову удалось заслужить доверие афганцев, ему предлагали свободу, но он боялся возвращаться – предполагал, что его ждет трибунал. Стал личным охранником легендарного полевого командира Ахмад Шаха Масуда, женился на его дальней родственнице. В 1995 году Николай вернулся в Россию вместе с семьей. Воспитывает троих детей. Но в Афганистане он бывает часто – ездит сюда по заданию Комитета по делам воинов-интернационалистов.
Юрий Степанов – Махубулла
Юрий Степанов попал в плен в 1988 году в возрасте 18 лет. Принял ислам и был отпущен на свободу в 1990 году. Через 4 года предпринял попытку вернуться на родину, но не прижился и отправился обратно в Афганистан. Будучи электриком по профессии, зарабатывал на жизнь, заряжая аккумуляторы. Для этого он построил возле своего дома небольшую гидроэлектростанцию. В 2006 году Юрий окончательно вернулся на родину вместе с семьей, сейчас проживает в поселке Приютово в Башкортостане.
Сергей Красноперов – Нурмухаммад
Будучи обвинен в торговле армейским имуществом (как утверждается, продавал афганцам детали автоматов и артиллерийских орудий), Красноперов сам ушел к афганцам. Принял ислам, стал личным охранником генерала Рашида Дустума. Женился на местной девушке, имеет 6 детей. О возвращении на родину никогда и не помышлял. Работает автослесарем в местном отделении министерства энергетики, живет в небольшом кишлаке в полусотне километров от города Чагчаран.
Геннадий Цевма – Накмухаммад
Геннадий Цевма утверждает, что попал в плен по глупости. Ему предложили смерть или ислам, он выбрал второе. В 2016 году телевизионный канал для Геннадия организовали визит в его родной Донецк, он посетил могилы родителей. Его оставшаяся в Кундузе жена и 3 детей плакали, думая, что больше не увидят его. Но повидавшись с родственниками, Цевма вернулся к семье.
Николай Выродов – Насратулла Мухамадулла
Николай, выпускник военной академии, стал воином-интернационалистом добровольно. Став свидетелем безжалостной расправы советских солдат над 70-ю мирными жителями, Выродов предпочел перейти на сторону афганцев и воевать на их стороне. Состоял в составе отряда полевого командира Гульбеддина Хекматияра, заслужил пожизненную пенсию от афганского правительства. В 1996 году пробовал вернуться в родной Харьков, но не прижился и снова оказался в Афганистане. Сейчас служит офицером полиции в Баглане.
Александр Левенец – Ахмад Александр
Покинув свою военную часть, Александр в 1984 году присоединился к моджахедам, добровольно принял ислам, сражался против советских войск. Сейчас работает таксистом, доволен жизнью и возвращаться на историческую родину не планирует. «У меня есть дом, машина, хорошая семья, что меня еще надо?» – говорит он.
Наряду с украинцами и русскими, в плен попадали и советские солдаты из числа узбеков и таджиков. Им было легче адаптироваться к жизни в Афганистане, имея общую религию, язык и внешность с местным населением.
Исламосфера