Суфийские святыни в Ливии уничтожаются на фоне продолжающейся гражданской войны

Когда бульдозер сровнял с землей куполообразную столетнюю завию, превратив старейшее суфийское место учебы и поклонения в ливийском прибрежном городе Сирте в груду обломков, Усама Али бен Хамель не был уже ничем шокирован, пишет сайт dailysabah.com.


Шейх задокументировал уничтожение более 530 суфийских святынь по всей Ливии за последнее десятилетие.

“Это кажется большим числом, но это реальность”, – сказал Бен Хамель, который документирует разрушенные суфийские объекты для центра изучения и распространения суфизма “Аль-Мостагир Биллах”.

“Святыни, завии, библиотека с 4000 наименованиями – включая рукописи, которым не менее 500 лет – были сожжены (или) полностью уничтожены”, – заявил он.

С тех пор как силы НАТО свергли Муаммара Каддафи в 2011 году, хаос и отсутствие безопасности в Ливии в сочетании с ростом экстремистских группировок привели к резкому росту нападений на суфийские объекты.

Боевики ИГИЛ (организация, запрещенная на территории РФ – Исламосфера) разрушили древние памятники в Сирии и Ираке с помощью бульдозеров и взрывчатых веществ.

Главный мусульманский город Филиппин разделил судьбу Алеппо и Мосула.

Sufi cultural sites caught in crossfire of Libya civil war

Разрушение суфийской святыни в Триполи салафитами 25 августа 2012 г. / Источник: morungexpress.com/

В Ливии суфийские памятники уничтожаются террористическими группами, которые “отвергают суфизм и все, что происходило на протяжении 1500 лет, потому что они утверждают, что восстанавливают «чистый ислам (времен) Пророка»”, – сказала ученая-исламовед Захра Ланги.

“Речь идет не только о мечети или религиозном меньшинстве, а о войне с памятью и с нашей историей”, – заявила Ланги.

Сегодня “одновременно с тем, что есть некоторое количество ливийцев, членов суфийских тарикатов, традиционные ливийские культурные практики и народные обычаи также охватывают определенные суфийские традиции”, – сказал Джейсон Пак из вашингтонского Института Ближнего Востока.

Мистическая вера стала частью национальной культуры, создавая резонанс с “большинством людей, даже если они не суфии“, – заявил шейх Бен Хамель.

Одной из суфийских традиций, укоренившихся в ливийской культуре, является празднование Мавлида, дня рождения Пророка Мухаммада (САВ).

Древним памятникам Йемена угрожает разрушение.

Картинки по запросу

Ливийские суфии празднуют Мавлид / Источник: firstpost.com

С 2012 года ливийцы, по большей части, перестали отмечать это событие, которое рассматривается террористическими группировками, в том числе салафитами-мадхалитами, как идолопоклонство.

Эта группа проявляет все большую активность в стране с начала боевых действий в 2014 году, – пояснила Клаудия Газзини, аналитик аналитического центра Международной кризисной группы.

Ни одна группировка не взяла на себя ответственность за разрушение завии в Сирте.

Но несколько аналитиков и жителей сообщили, что они считают ответственными за разрушение местных салафитов-мадхалитов.

Газзини отметила, что суфийские объекты также уничтожались другими террористическими группировками, особенно теми, которые связаны с “Аль-Каидой“.

Несмотря на фетвы и продолжающиеся разрушения, в ноябре 2018 года впервые за многие годы празднование Мавлида состоялось во многих городах, включая Триполи и Сирт.

Али, 30-летний медицинский техник, который присоединился к празднествам в Сирте, сказал, что он считает снос завии возмездием за городские торжества в конце 2019 г.

“(Завия) является важным местом, потому что это древнее место – суфизм больше связан с традицией, чем с поклонением”, – сказал Али.

Джамский минарет захвачен талибами.

Картинки по запросу

Источник: devdiscourse.com

Утраченное наследие

Когда в августе 2012 года неизвестные вооруженные группы атаковали ряд суфийских объектов, включая древние святыни в Злитене и мечеть с гробницей суфийского святого в Триполи, ливийское правительство осудило эти действия.

“Однако сменявшие друг друга временные правительства в основном хранили молчание о систематических нападениях”, – сказал Ханан Салах, старший научный сотрудник по Ливии из правозащитной группы Human Rights Watch.

Нападение на суфийское наследие в Ливии началось задолго до нынешнего конфликта. Когда Каддафи пришел к власти в 1969 году, он “хотел искоренить суфизм”, потому что режим его предшественника, короля Идриса, лидера суфийского тариката санусия, был подкреплен суфийскими структурами, сказал Пак.

Мохаммед Фарадж Мохаммед, председатель департамента древностей, рассказал, что суфийское наследие является важным аспектом ливийского наследия, и власти находятся в процессе документирования национальных исторических памятников, включая суфийские памятники.

Эта исламская святыня была разрушена дважды за последние 200 лет.

Мухаммад Идрис ас-Сануси – шейх тариката санусия (1918-1969) и король Ливии (1951-1969) / Источник: ru.wikipedia.org

Начало восстановления

В ноябре 2019 г. добровольцы в Злитене начали восстанавливать гробницу Сиди Абдус-Салама аль-Асмара аль-Фитури, которая была разрушена в 2012 году.

Добровольцы, участвующие в восстановлении памятника, знают, что проект находится под угрозой атак, но они продолжают действовать, потому что “если эта завия прекратит свою деятельность, то та же участь ожидает все ливийские завии”, – сказал Мухтар Бен Ашур, глава Гражданского комитета, ответственного за восстановление.

Но даже если будет восстановлено больше объектов, суфийские общины не смогут возобновить свою традиционную деятельность до тех пор, пока “закон не будет соблюден” и суфийские культурные объекты не окажутся под защитой, сказал шейх Бен Хамель.

Реконструкция святилища в Злитене “окажет положительное влияние на суфийскую общину”, сказал он. Но есть сотни других завий, которые будут оставаться заброшенными в обозримом будущем.

Страдания и боль кашмирских мусульман в фотографиях Азан Шаха.

Исламосфера

Комментарии