Суфийское возрождение Каира: традиция в новых условиях
Египетские суфии десятилетиями защищались от исламистов, но в наши дни среди молодых представителей среднего и высшего классов Каира растет интерес к суфийской традиции, пишет Мариан Бремер.
В квартире в неприметном современном многоэтажном доме в Маади, зажиточном районе на юге Каира, группа суфиев собралась на свою еженедельную встречу. Гостиная элегантно обставлена, на стенах развешаны произведения арабской каллиграфии и абстрактного искусства. Пять молодых женщин сидят на диване перед своим наставником, который ведет собрание. Халед (ненастоящее имя), мужчина средних лет с узким серьезным лицом, перебирает нить своих четок.
Он является членом ордена шазилия, одного из почти восьмидесяти официально признанных суфийских братств в Египте. Здесь, в Маади, он продолжает суфийское обучение в современной форме, не связанной с традиционными структурами ордена, в которых он был воспитан. Другие присутствующие – студентки и деловые женщины.
Суфийский певец из Египта собирает толпы народа.
Халед спрашивает у них, как продвигается вазифа, упражнение, которое наставник назначает своим ученикам в качестве духовной практики. Затем он поворачивается к впервые пришедшей на мероприятие девушке, на волосы которой небрежно наброшен платок. По ее словам, она работает в стартапе в сфере программного обеспечения и уже однажды принимала участие в зикре, хотя и не в суфийском ордене. «Вы можете спросить о том, что у вас на сердце», – говорит Халед. Женщина на мгновение задумывается. Мир тарикатов (суфийских орденов) и шейхов для нее в новинку. «Можно ли взять что-то из одного тариката, а затем что-то из другого?», – наконец задает она вопрос. Халед объясняет: «Допустим, вы больны, и консультируетесь с четырьмя врачами, которые используют разные методы лечения. Все они правы в своем собственном методе. Но не всякий метод поможет любому. Каждому из нас нужна своя система, которая подходит нашему телу и нашей личности. Если вы будете лечиться по разным методикам одновременно, это вызовет путаницу. Тарикаты – это школы самоисцеления. Вам нужно определить, какой из них подходит именно вам и лучше всего соответствует вашей конституции». Позже группа обсуждает аяты Корана, как справляться с жизненными испытаниями, а также вопрос о том, почему суфизм сосредоточен на очищении сердца. Собрание завершается общей молитвой.
После революции на площади Тахрир в 2011 году и усиления исламистского дискурса молодые египтяне из среднего и высшего классов Каира все больше отчуждались от ислама. В то же время рос интерес к суфизму, который молодые люди рассматривали как альтернативу, позволяющую получить доступ к духовному ядру религии. А учения ваххабитов и салафитов, они, напротив, воспринимали как сужающие и искажающие ислам.
Ибн Атауллах аль-Искандари: ученый и суфий из Александрии.
В статье в онлайн-журнале Al-Monitor берлинский антрополог Самули Шильке рассказывает о «суфийском возрождении» среди образованных египтян. Вот уже несколько лет они вдыхают новую жизнь в мистическую традицию, которая на Ниле долгое время, казалось, приходила в упадок. В некоторых из этих групп, подобному тому, как можно наблюдать и в Турции с Ираном, исламская доктрина смешана с элементами нью-эйдж или практиками из индийской традиции, такими как йога и медитация.
Суфизм имеет прочные корни в Египте. Согласно оценке Гарвардской школы богословия, 15% египтян либо принадлежат к суфийскому ордену, либо участвуют в популярных суфийских ритуалах. Вряд ли найдется какая-либо другая арабская страна, где Мавлид, день рождения Пророка Мухаммада, отмечается так широко, как здесь.
Но Египет, где находится университет аль-Азхар, также является колыбелью исламской ортодоксии. Отношение этого учебного заведения к мистицизму противоречиво: с одной стороны, многие его преподаватели являются членами суфийских орденов, но, с другой, среди преподавательского состава университета также есть архиконсервативные и салафитские элементы.
Более того, на протяжении более ста лет аль-Азхар также участвовал в мониторинге деятельности тарикатов в Египте. С 1903 года в стране существует «Высший совет суфийских орденов», отвечающий за регулирование деятельности этих структур. Его задачей является обеспечение того, чтобы практики суфийских групп оставались в рамках шариата. Совет участвует в назначении шейхов и дает разрешение на религиозные фестивали и собрания.
Почему власти закрывали кофейни в средневековом Египте?
Создание этого совета является результатом дискуссий, длившихся на протяжении всего XX века, когда исламские реформаторы и ортодоксальные священнослужители все чаще осуждали суфизм, называя его суеверием. Тогда египетские шейхи заняли оборонительную позицию и были вынуждены доказывать, что их практика совместима с исламской ортодоксией.
Подъем движения «Братья-мусульмане», которое рассматривает суфизм как искажение ислама, бросил вызов последователям тарикатов. Также и египетские группы салафитского толка осуждают суфийские практики как ересь. С другой стороны, несколько суфийских орденов за последние десятилетия сами приобрели салафитские черты. Нападение джихадистов на суфийскую мечеть на Синайском полуострове в 2017 году, в результате чего погибло более 300 человек, привело к тому, что враждебность по отношению к суфиям достигла кульминации.
Но суфии также были вовлечены в революцию на площади Тахрир 2011 года, некоторые из них даже основали свои собственные политические партии после свержения Мубарака. Они оправдывали этот шаг тем, что участие в политике необходимо для обеспечения альтернативы партиям «Братьев-мусульман» и салафитам. После того, как Мухаммад Мурси из «Братьев» был избран президентом в июне 2012 года, суфии опасались, что их права и свободы будут ограничены. Поэтому они поддержали военных, когда последние свергли Мурси в 2013 году. В свою очередь, режим Абдул-Фаттаха ас-Сиси поддерживает суфиев как противовес исламистам: у суфийских орденов и египетского правительства есть общий враг в лице «Братьев-мусульман».
Наполнить сердце светом Аллаха: беседа с суфийской музыкальной группой.
Исламосфера