Тайказан в Туркестане – символ величия Ходжи Ахмеда Ясави

Тайказан был отлит по приказу Амира Тимура в 1399 г. Завершив строительство мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, этот правитель сделал еще немало даров для него, выказывая свою любовь к этому великому святому и свою преданность ему.


Тайказан стоит в специальном помещении у входа в гробницу, которое так и называется – Казанхане или Казандык. Свое название оно получило потому, что с самого начала до наших дней в ней стоял знаменитый казан.

Труды Ахмета Ясави на выставке в Астане.

Тайказан создан из сплава семи металлов, а отлил его персидский мастер Уста Абдулазиз ибн Уста Шарафуддин Табризи в 1399 г. – это сообщает надпись на котле. Вес Тайказана примерно 2 тонны, диаметр 2,4 м, высота – 1,6 м, а объем – 3 тысячи литров.

Картинки по запросу hoja ahmet ýasawy

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави / Источник: pinterest.co.uk

Этот котел считается шедевром литейного искусства. На него нанесены надписи на арабском языке почерками сульс и куфи – 19-й аят суры “ат-Тауба” и хадис «Кто выкопает ради Аллаха колодец, тому Аллах создаст в раю водоем». Также 22 раз повторяется надпись «Власть принадлежит Аллаху». Казан имеет 20 ручек, возле каждой из которых также нанесены каллиграфические надписи – имена мастеров, 10 надписей на персидском языке «Мубарак бад» («Будь благословенен»). При этом одна из этих фраз написана задом наперед. Это не является ошибкой, а одним из приемов, часто используемых мусульманскими мастерами и имевших в своей основе целую философию. Согласно ей, если человек создаст безупречное изделие, то он как будто вступает в соревнование с Всевышним, ведь создавать все самым совершенным образом – это Его прерогатива. Поэтому для демонстрации своего бессилия и величия Аллаха мусульманские мастера намеренно делали «ошибки» или «дефекты».

Три стиля средневекового исламского искусства.

Картинки по запросу taikazan

Тайказан в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави / Источник: otyrar.kz

Почему Амир Тимур выбрал в качестве дара для святого места именно казан? У древних тюрков существовала традиция ставить казан на могилах вождей племен, героически павших воинов и выдающихся людей. Исторически казан служил символом единства, блага и благодати, поэтому установленный на могиле великого человека он был знаком для приходящих к ней людей. Эта традиция сохранилась вплоть до наших дней. Таким образом, огромный котел в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави был знаком величия этого человека.

Казан в суфийской культуре.

Другим названием котла на могиле было сунак или сыйлык – приходившие сюда паломники бросали в них свои пожертвования, которые потом раздавались нуждающимся, дервишам или шли на нужды медресе.

Долгие века Тайказан стоял в святом месте, являясь его символом. Но когда к власти пришли люди, для которых святое было пустым звуком, в 1935 г. он был увезен в Ленинград в качестве экспоната выставки, открывшейся в сентябре 1935 года в рамках Третьего конгресса иранского искусства и археологии. Предполагалось, что по ее окончании он вернется на свое место. Но получилось так, что он стал экспонатом Эрмитажа и на несколько десятилетий остался в городе на Неве. При коммунистах о возвращении исторического раритета на родину не могло быть и речи. Только после начала перестройки в 1989 г. казахстанцам удалось добиться возвращения бесценного памятника в Туркестан, на его историческое место в мавзолее.

10 исламских мест Казахстана.

В октябре прошлого года в Казахстане прошли мероприятия в связи с 30-летней годовщиной этого события.

В октябре 2018 г. в Казани на пересечении улиц Назарбаева и Качалова была установлена копия Тайказана в натуральную величину – это подарок столице Татарстана от Акимата Восточно-Казахстанской области. Надпись на памятнике на казахском языке гласит: «Процветай, Казань! От Восточно-Казахстанской области».

Тайказан в Казани / Источник: twitter.com

Исламосфера

Комментарии