Тайласан: одеяние, символизирующее связь между разумом и сердцем

Под тайласаном в исламском мире понимали покрывало, которое мужчины накидывали на голову так, чтобы его концы свешивались на плечи или откидывались на спину.
Как утверждается, во времена Пророка (мир ему) это была одежда иудеев. Несмотря на это, заявляется, что сам Посланник Аллаха (мир ему) и видные деятели среди его сподвижников, такие как Усман, Хасан, Хусейн (да будет доволен ими Аллах), надевали его. Также жены Пророка (мир ему) покрывали голову тайласаном, когда собирались куда-то идти.
Это одеяние упоминается в хадисе «Последуют за Даджалем (Антихристом) семьдесят тысяч иудеев Исфахана, одетых в тайласаны», что опять же, доказывает, что это была типично иудейская одежда. В связи с этим некоторые богословы в наши дни заявляют о недопустимости ее для мусульман.
Мужской мусульманский головной убор на протяжении веков.

Источник: lugatism.com
Однако в средние века она широко распространилась среди последователей ислама. Ее ношение мусульманские ученые даже оценивали как желательное (мандуб) с точки зрения шариата деяние, особенно во время намаза, в пятницу и в дни праздников. Они видели в тайласане одеяние, которое улучшает как внешний вид, так и нрав человека. Имам аль-Мунави писал: «В тайласане заключены великие пользы, такие как улучшение души и облика человека. Он демонстрирует стыдливость и страх перед Аллахом, потому что шанс спастись беглому рабу, охваченному страхом, состоит в том, чтобы покрыть голову. Еще одно преимущество тайласана состоит в том, что он устрняет и отбрасывает в сторону неверие, потому что, закрывая большую часть лица, он собирает таким образом благословения раба Аллаха и направляет его сердце к Господу, а тело оказывается защищенным от нарушения законов Аллаха и плотских желаний. Поэтому говорят: «Тайласан – это «халват-и сугра»» (малое уединение)».
Из Хиджаза тайласан попал в Магриб, а оттуда в Андалусию. В исламском мире в средние века его ношение было привилегией судей и ученых. Они накидывали эти покрывала, как правило, черного или белого цвета, поверх тюрбанов. Профессор Омер Адил Атасой из Турции видит в этом глубокий смысл. По его мнению, тайласан символизировал, что судьи должны принимать решения не только разумом, но и сердцем. Он пишет: «Тайласан … действует как мост между головой и сердцем и символически устанавливает связь между ними… Он обеспечивает «связь разума и сердца» и таким образом достигается гармония между ними, душевное спокойствие и успех в принятии решений».
Любимый головной убор всех индонезийцев.

Источник: lugatism.com
Также такое покрывало надевали суфии. Среди них были распространены тайласаны разных цветов. По мнению исследователей, в этом заключался свой смысл, указывая на степень посвящения суфия. Тайласан упоминается и в суфийской поэзии. В одном бейте приводится такое порицание человека, который считает, что носить соответствующие одеяния достаточно, чтобы быть дервишем:
Сделав «аскетизм» и «духовное совершенствование» поводом ходить от двери к двери,
Ты не смог пройти дальше, чем завернуться в покрывало, надеть тайласан и взять в руки посох.
Фарид ад-Дин Аттар в «Языке птиц» пишет:
Укрой голову покрывалом несуществования, укутайся в него,
Накинь на спину тайласан несуществования.
Из стоянки «отсутствия» продень ногу в стремя «исчезновения»,
Гони коня «отсутствия желаний» к стоянке «отсутствия».
Тайласан был компонентом костюма ученых, богословов и суфиев в Средней Азии в ХV – начале XVII в. В Марокко и Алжире его носят до сих пор.
Тийон: исламские истоки афроамериканского головного убора.
Исламосфера