Тахмасп I – покровитель искусств, художник и поэт

Шах Тахмасп I (1514-1576), чье 52-летнее правление было самым продолжительным из всех шахов династии Сефевидов, имеет длинный и существенный список достижений в области политики, религии и культуры.


Если шаху Исмаилу I приписывают основание государства Сефевидов, Аббасу I – вознесение его на вершину могущества, то шаху Тахмаспу I следует отдать должное за его покровительство ученым и возрождение персидского адаба и культуры.

В немалой степени благодаря покровительству Тахмаспа I художникам, миниатюристам, каллиграфам, историкам, поэтам, переплетчикам и другим деятелям культуры, в первую очередь из тимуридского Хорасана, империя Сефевидов смогла превратиться в государство высокой культуры.

Тахмасп вырос в Герате, который был центром культуры и искусств во время правления его отца Исмаила I. Он получил замечательное образование, хорошо знал персидскую литературную традицию и обучался каллиграфии и живописи у Камаль ад-Дина Бехзада, признаваемого одним из крупнейших мастеров гератской школы миниатюры и всего Востока. Также Тахмасп в бытность свою наследным принцем брал уроки рисования у Султана Мухаммада, еще одного прославленного художника XVI века.

Культурный ренессанс Ирана при шахе Аббасе Великом.

undefined

Шах Тахмасп / Источник: Wikipedia

Как писал историк Будак Казвини, шах Тахмасп в молодости «был склонен к занятию каллиграфией и искусством и призвал к себе тех исключительных мастеров, которые не имели себе равных в каждом из видов искусства». Стремление шаха создать двор, который был бы хорошо знаком с городской персидской культурой, как литературной, так и художественной, не должно вызывать удивления – его собственные мемуары «Тазкира-и Шах Тахмасп» изобилуют цитатами из Хафиза, Саади и Низами, а также стихами на тюркском языке. Сообщается, что он сам сочинял поэтические произведения на персидском языке.

Тахмасп укомплектовал свою китабхану (библиотеку-ателье) и диван-и-ала (центральную канцелярию) художниками и чиновниками, обученными Тимуридами. Еще шах Исмаил в 1522 году назначил Бехзада главой китабханы. Когда основатель династии Сефевидов умер, прославленный художник продолжил служить в королевской мастерской до самой своей смерти под покровительством Тахмаспа.

Шах Исмаил I – классик азербайджанской литературы.

A feast for young Tahmasp who is standing before the throne, surrounded by noblemen

Вступление на престол шаха Тахмаспа I / Источник: Wikipedia

Благодаря этому правителю империя Сефевидов в период между 1541 и 1555 годами во многих отношениях начала демонстрировать беспрецедентную степень культурного развития, особенно в том, что касается «искусства книги». Более поздние источники, такие как «Тарих-и алам ара-йи Аббаси» Искандера Мунши называют эту эпоху расцветом каллиграфии и живописи. При дворе Тахмаспа работали такие выдающиеся художники XVI века, как Султан Мухаммад Тебризи, Дуст Мухаммад, Мир-Сайид Али, Музаффар Али, Мир Мусаввир, Ака Мирак. В придворных мастерских в середине 1540-х годов была завершена копия «Шахнаме», ставшая самой роскошной рукописью в истории персидской живописи. Также в тот период была создана иллюстрированная «Хамса» Низами при участии таких мастеров, как Шах Махмуд Нишапури, Остаз Мирак Исфахани, Султан Мухаммад и Мир Мусаввир. Развивалось не только миниатюрное искусство. Дуст Мухаммад, каллиграф, художник и историк искусства, упомянул, что Ака Мирак вместе с Миром Мусаввиром расписали стены дворца принца Сам Мирзы в Тебризе.

Выдающимся поэтом времен Тахмаспа был Мухаммад ибн Сулейман по прозвищу Физули (1483-1556), который сочинял произведения на своем родном азербайджанском, а также на персидском и арабском языках. Он считается одним из величайших поэтов как в азербайджанской, так и в османской литературе, создав версию «Лейли и Меджнун» на азербайджанском языке. Среди его произведений на персидском языке можно отметить «Саки-наме» и «Ренд-о-захид». Поэт Хайрати Туни (ум. 1553) некоторое время был собеседником Тахмаспа. Когда после 1555 года шах отказался от покровительства искусству, многие выдающиеся поэты уехали в Индию. Но некоторые, такие как Вахши Бафки (ум. 1583) и Мухташам Кашани (ум. в 1587-88 годах), остались в Персии. Благодаря прекрасной элегии Мухташама о мученичестве в Кербеле, произведения этого жанра приобрели популярность среди поэтов, зависящих от покровительства двора. Возможно, величайшим из авторов газели того периода был Джамал-ад-Дин Мухаммад Ширази (ум. 1590-91), писавший под псевдонимом Урфи.

Абдрахман Джами – ученый, богослов, поэт и суфий.

undefined

Хлопковое живописное панно-каламкар, изображающее Тахмаспа I в бою в окружении других воинов. Подпись Шейх Али (Иран, вторая половина XIX века) / Источник: Wikipedia

Брат шаха Тахмаспа, Сам Мирза, был поэтом и творил на персидском языке. Как сообщается, он написал около 8000 стихов и поэму «Шах-наме», посвященную своему венценосному брату. Он также составил поэтическую антологию под названием «Тухфа-и Сами», в которой упомянул 700 поэтов эпохи первых двух сефевидских шахов. 

Во второй половине своего правления Тахмасп потерял интерес к искусству миниатюры и распустил придворные мастерские. В последние годы своей жизни он также стал презирать поэзию и поэтов. Уделяя все большее значение религиозности, он считал их попирающими нормы благочестия людьми. Шах отказался допускать их в свой двор и перестал относиться к ним благосклонно. В результате многие поэты и художники уехали в другие страны, в частности, в империю Великих Моголов. Впоследствии такие персидские поэты-эмигранты, как Назири Нишапури и Урфи, положили начало расцвету индийского стиля (сабк-и хинди) персидской поэзии в Индии.

Несмотря на это, правление Тахмаспа I считается отдельной эпохой в развитии персидской культуры, оставив неизгладимый след в истории страны.

Хусейн Байкара – правитель и покровитель искусств.

Painting of an aged Tahmasp sitting outdoors under a tree

Тахмасп в преклонном возрасте (ок. 1575 г., Казвин) / Источник: Wikipedia

A seated Tahmasp under a modest tent, with other people

Персидская миниатюра, принадлежащая Муину Мусаввиру, изображает двор молодого Тахмаспа, на котором присутствуют придворные и улемы / Источник: Wikipedia

Blue-and-gold Quran

Коран, вероятно, принадлежащий Тахмаспу I, датированный июлем – августом 1552 года, созданный в Ширазе или Казвине / Источник: Wikipedia

A panel of a calligraphic manuscript on a gold-outlined floral illumination

Каллиграфическое панно, посвященное Тахмаспу I, с подписью Мухаммада Мумина (Иран, 16 век) / Источник: Wikipedia

undefined

Золотая монета Тахмаспа I, отчеканенная в Ширазе, датированная 1523/4 годом / Источник: Wikipedia

Исламосфера


Источник:

Encyclopaedia Iranica

Комментарии