Текке Хаджи Синана в Сараево – редкий образец текке XVII в., сохранившийся до наших дней
После того, как султан Мехмет II в 1463 г. завоевал Балканы, большую роль в распространении здесь ислама сыграли суфии. Текке Хаджи Синана в Сараево является одной из тех редких обителей дервишей, которые дошли до наших дней, пишет Хумайра Кахраман.
На Балканах действовали такие тарикаты, как накшбандия, мавлевия, кадирия, бекташия и другие, здесь существовали многочисленные текке и велась просветительская деятельность. К сожалению, только немногие текке сохранились до наших дней. И одна из них – это текке Хаджи Синана кадирийского тариката в Сараево, ее еще называют текке Силахдара Мустафы-паши.
Гюль Баба: таинственный дервиш, похороненный в Будапеште.
Эта текке была построена султаном Мурадом IV. Согласно преданиям, однажды султан спросил у своего визиря Силахдара Мустафы-паши, есть ли на землях империи место, где нет ни одной текке. Мустафа-паша, который по происхождению был боснийцем, ответил ему, что на его родине в Сараево нет большой текке, в которой дервиши могли бы совершать поминание (зикр) и принимать гостей. Согласно другим источникам, визирь сказал, что в Сараево есть много мюридов, но нет ни одной текке кадирийского тариката. В Сараево жил отец Мустафы-паши Хаджи Синан, который был торговцем и пользовался уважением горожан. Ему султан и поручил заняться строительством. Хаджи Синан приступил к делу и уже хотел купить один подходящий на его взгляд участок под строительство. Но потом он увидел сон, в котором ему сообщалось, что текке надо строить там, где она находится сейчас – в северной части Сараево около мечети Сарач Али и дома Алии Джерзелеса.
Архитектором текке выступил албанец Касым Ага, который вдохновлялся стамбульским дворцом Топкапы. Отдельного внимания заслуживают стены внутреннего двора, украшенные каллиграфическими надписями. Здесь же можно увидеть фреску с изображением печати Сулеймана, на которой 12 раз написаны так называемые «слова единобожия» – «Нет божества кроме Аллаха, Мухаммад – пророк Его». Предполагается, что надписи были нанесены позже строительства текке, примерно два столетия назад. При текке имеется небольшое кладбище, на котором, в том числе, похоронены и Хаджи Синан с супругой.
У бесте Салахи Деде есть своя тайна.
Текке состоит из нескольких помещений: семахане, где дервиши совершают намаз и проводят церемонии зикра; мусафирхане, где останавливаются гости; кофейная комната и майдан. Верхняя часть семахане выделена для женщин.
Зикр, который совершают в текке Хаджи Синана, несколько отличается от классического кадирийского, он более эстетичен и сопровождается музыкой. После совершения громкого зикра собравшиеся переходят к тихому зикру, а после исполняются илахи (религиозные песни) на боснийском языке. Текке открыта для каждого, кто интересуется тасаввуфом, сюда можно прийти, а вечером в четверг каждую неделю даже присоединиться к зикру.
10 форм музыки текке с примерами.
Интересно, что с 1768 года текке использовалась как приют и лечебница для страдающих психическими заболеваниями. С этой точки зрения она является первой больницей в Боснии.
Исламосфера