Теология COVID-19: евангелисты, ультраортодоксальные евреи и исламофобия

В настоящее время во всем мире принимаются разные меры против эпидемии COVID-19, в том числе финансового характера, что приводит к перераспределению ролей международных институтов и организаций, стран, компаний, СМИ и прочих акторов на мировой авансцене. Поэтому эта эпидемия должна рассматриваться с точки зрения различных дисциплин и перспектив, пишет Озджан Хидыр.
Сейчас много говорят, что время разделилось на эпоху до пандемии COVID-19 и после нее. Эта ситуация вызывает множество споров религиозного, философского и политического характера. Здесь нам хотелось бы рассмотреть подход разных религий и конфессий к эпидемии COVID-19.
В целом, если в иудаизме и христианстве болезнь рассматривается как «наказание божье» за грехи, то согласно исламу (исключая некоторые крайние взгляды), если человек переносит болезнь терпеливо, то она может стать причиной искупления его грехов. В этом заключается онтологическая разница между подходом этих религий к данной теме. С другой стороны, эпидемия ставит на повестку дня вопрос теодицеи, т.е. того, как наличие зла в мире соотносится с Абсолютом.
Большинство христианских церквей и иудейский течений поддержали антиковидные меры, но особую позицию заняли американские евангелисты и ультраортодоксальные иудеи.
Как должны вести себя мусульмане во время эпидемии коронавируса?

Источник: gzt.com
Евангелисты на все события в мире, в частности, эпидемию, смотрят как на борьбу «абсолютного добра» с «абсолютным злом». Они предпочитают рассматривать эпидемию как «наказание божье» и один из этапов, знаменующих скорый приход Мессии. После введения в марте 2020 г. в США режима чрезвычайной ситуации, евангелисты выступали против запрета религиозных богослужений, хотя и были священнослужители, поддержавшие карантинные меры. Противники запретов из числа евангелистских лидеров заявили, что вирус является оружием врагов, которые стремятся нанести удар по христианам. В качестве таких врагов они назвали глобалистов во главе с Биллом Гейтсом, Китай и Северную Корею. Часть евангелистских священников саботировали карантинные меры и продолжили проводить собрания и богослужения в церквях. Родни Говард-Браун, крайне правый евангелистский священник из Флориды, призвал не соблюдать социальную дистанцию: «Медики и власти этого не хотят, но вы пожмите руки окружающим». Также он назвал глобалистов «слугами дьявола» и выступил против масок, заявив: «Сегодня маски, а завтра паранджа!».
Как нам представляется, позиция евангелистов, которые поддержали его на выборах, оказала свое влияние на Дональда Трампа, а также на вице-президента Майкла Пенса. Поэтому оба лидера изначально недооценили эпидемию и вмешались относительно поздно.
Борьба иранцев с коронавирусом в условиях преступных санкций Трампа.

Источник: gzt.com
Следует также отметить, что отношение католиков и православных отличается от подхода евангелистов. Собственно, так как в католицизме существует строгая иерархия духовных лиц и активно работает институт отлучения от Церкви, нет особой возможности существования разных мнений. Поэтому позицию Папы Римского, призывающего подчиниться карантинным мерам и вакцинироваться, поддерживает вся его паства.
Непримиримую позицию к антиковидным мерам заняли также ультраортодоксальные евреи – харедим. Отмечается, что в Израиле именно в местах их компактного проживания вирус получил наибольшее распространение. Приверженцы этого течения не только отказываются соблюдать противоэпидемиологические меры, но и активно сопротивляются им. Такая же ситуация наблюдается в Нью-Йорке и Нью-Джерси, где некоторые ультраортодоксальные группы и раввины отказываются подчиняться запретам и проводят массовые богослужения, торжества и приемы.
“Ковид-19” в Газе: ждет ли Палестину катастрофа?

Источник: gzt.com
Вместе с этим значительная часть последователей иудаизма, особенно реформаторского толка, соблюдает правила карантина и проводит религиозные собрания и обряды, в основном, в режиме онлайн. Это приводит к дискуссиям и поиску новых подходов. Например, чтобы обеспечить присутствие минимального количества прихожан на богослужении, которое составляет 10 человек, было предложено, чтобы они молились отдельно на балконах одновременно, видя друг друга.
Как известно, еврейское священное право (галаха) не предусматривает проведение важных массовых богослужений, например, в Шаббат и Песах, в режиме онлайн. Вместе с этим некоторые раввины уже высказывают мнение, что это допустимо в исключительных случаях и при соблюдении определенных условий. Но они также настаивают на том, что такое допускается в условиях крайней необходимости и не должно становится нормой.
Нигде в исламском мире не звучали утверждения о том, что эпидемия является наказанием. Подавляющее большинство мусульман считает ее знамением, назиданием, испытанием или же милостью, скрытый смысл которой нам не ведом. Для всех этих подходов можно найти доказательства из Корана и сунны, но при этом следует оценивать все источники в совокупности.
Что Коран говорит об эпидемии? История Пророка Хизкиля и чумы в Давардане.

Источник: theintercept.com
В исламском мире, как и у иудеев, карантинные меры привели к появлению новых фетв (решений по религиозным вопросам), основой которых, как правило, служат принципы «облегчения» (маслаха) и «необходимости» (дарура), и даже возникли новые понятия, такие как «карантинный фикх».
Уже сейчас поднимаются вопросы о том, уменьшатся ли в постковидную эпоху масштабы исламофобии, и не сменит ли ее синофобия (боязнь всего китайского), как изменятся отношения между религией/исламом и наукой, приведет ли эпидемия к усилению влияния религии или к уходу от веры и распространению таких учений, как деизм, агностицизм, атеизм, нигилизм.
Здесь следует упомянуть еще одно явление. В связи с разразившейся эпидемией, некоторые влиятельные западные СМИ, в том числе журнал Newsweek, поместили материалы, в которых рассматривали общий подход ислама к эпидемиям и рекомендации Пророка (мир ему) о чистоте, гигиене, карантине, диагностике и лечении заболеваний. Кроме того, во многих западных странах с COVID-19 борются и медики-мусульмане, а некоторые мусульманские страны, такие как Турция, оказали гуманитарную помощь сильно пострадавшим от эпидемии западным странам, в частности, Италии и США. Я надеюсь, что все данные обстоятельства смогут привести к снижению антиисламских настроений на Западе, и я желаю этого.
Как халиф Умар боролся с эпидемией чумы, случившейся в его время?
Исламосфера
Озджан Хидыр – профессор, преподаватель стамбульского Университета Сабахаттина Заима
(Статья приводится в сокращении)