Термины суфийской мысли: сухба/сохбет

Проведение сохбетов, т.е. собраний, где проводятся беседы на религиозные темы, практиковалось еще Посланником Аллаха (с.а.в.). В последующем такие собрания получили распространение как один из методов духовного воспитания в суфизме, пишет Сулейман Улудаг в İslâm Ansiklopedisi.


В переводе с арабского языка сухба/сохбет означает «пребывание вместе». В качестве шариатского термина это слово употребляется в значении «дружба; длительное поддерживание отношений; собрание, на котором обсуждаются религиозные или мирские темы». В Коране Абу Бакр (р.а.) назван «сахибом» (другом) Посланника Аллаха (с.а.в.) (ат-Тауба, 9/40). Исходя из этого значения, сподвижников Посланника Аллаха (с.а.в.) стали называть сахабами или асхабами. Так как он, собираясь вместе с ними, просвещал их по религиозных вопросам, то следуя этой сунне, исламские ученые и суфии стали устраивать подобные собрания, в которых участвовали верующие, чтобы послушать слова кого-то из улемов или шейхов.

Почему суфии на 40 дней уединялись от людей?

Особое значение понятие сохбет и сами такие собрания получили в тасаввуфе, в котором выделялись разные виды сохбетов: с Аллахом, с Посланником Аллаха (с.а.в.), с людьми, со своим нафсом и с шайтаном. Сохбет с Аллахом – это наблюдение суфием в своем сердце проявлений мягкости (джаляль) Всевышнего. Сохбет с людьми – это быть искренними с ними, сохбет с нафсом – противостоять ему, сохбет с шайтаном – борьба с ним. Согласно другой классификации, сохбет бывает трех видов: телесным (джисмани), духовным (рухани) и божественным (илахи). Сохбет телесный – это находиться вместе с живущим в данное время шейхом, слушать его речи. В тасаввуфе большинство мюридов практикуют этот вид сохбета. Духовный сохбет – это «пребывать духом (рух) вместе с почившим или находящимся далеко святым (аулия) и получать духовную пользу от него». Но чтобы вступить в такие отношения, мюрид должен перейти в особое тонкое состояние. Божественный (илахи) сохбет – это удостоиться воспитания Всевышним Аллахом.

Sufism | Sufi Path of Love

Источник: sufipathoflove.com

Первые аскеты (захид) и суфии удостаивали сохбета тех, кто приходил к ним, давали им советы по вопросам религии и тасаввуфа. Таких наставников называли шейхами сохбета. Если воспитывающие шейхи были осведомлены о духовных состояниях своих учеников и руководили ими на пути исканий (саур-и сулюк), то шейхи сохбета осуществляли наставничество и воспитывали своих учеников только путем таких собраний. Так как в тасаввуфе сохбет был признан одним из путей обучения и воспитания, то ему было посвящено множество трудов суфийских авторов, которые писали о его достоинствах и культуре (адаб). Абу Наср ас-Саррадж (ум. 988) в «Китаб аль-люма» пишет, что отдает предпочтение сохбету Джунайда Багдади перед намазом в два ракаата.

Основа сохбета – любовь Аллаха и Его довольство. На таком собрании человек не думает о материальных и мирских выгодах. В хадисах говорится, что верующие, которые собираются и расстаются ради любви к Аллаху в Судный день будут удостоены особой милости Всевышнего (Бухари, Худуд, 19; Муслим, Закят, 91; Тирмизи, Зухд, 53).

У бесте Салахи Деде есть своя тайна.

Существуют определенные правила, которые должны соблюдать и шейх, и собравшиеся. Шейх должен проявлять милосердие, доброту и искренность к тем, кто пришел к нему, а собравшиеся – выказывать ему уважение и почтение, прислуживать шейху, а отношения между собой строить на основе уважения и терпимости. Не существовало какого-то особого места, отводимо для собраний. Если в ранний период сохбеты проводились в мечетях, доме шейха, на месте работы, базарах, то в более поздние эпохи стало обычаем собираться в суфийских обителях – текке и завия. В тасаввуфе сохбет проводится не в форме разговора муршида и мюридов с задаванием вопросом, а в форме беседы шейха, которой ученики должны внимать слухом сердца. Является условием избегание разногласий, возражений и споров. Простое созерцание молчащего шейха сохбета также считается сохбетом. В тасаввуфе лисан аль-каль, т.е. язык состояний (халь) и тела, считается более действенным, чем устная речь. Баязид Бистами сказал: «Тот, кто не получает пользу от нашего молчания, не получит пользу от наших слов».

The Naqshbandi way (Part II) – Wahhabism remove the teachings of Tariqat | Sahibul-Saif Sheykh Abdul Kerim al-Kibrisi

Источник: sahibulsaif.wordpress.com

Другим принципом сохбета является делиться с другими. Если у кого-то есть кусок хлеба, он должен половину отдать своего голодному товарищу. Ибрахим ибн Шайбан сказал: «Тот, кто говорит «моя обувь», «мой кувшин», не может участвовать в сохбете». Друг, избранный для сохбета, должен быть умным, благонравным и религиозным. Имам Газали в «Ихья улюм ад-дин» подробно описывает, какими качествами должен обладать такой человек. Согласно халифу Мамуну в одних друзьях нуждаются постоянно, как в еде. В других – время от времени, как в лекарстве. И, наконец, есть такие люди, в которых не нуждаются никогда, как в болезни. Сахль ат-Тустари наставлял держаться подальше от сохбетов беспечных (гафиль) тиранов, лже-аскетов и невежественных суфиев. В качестве образца сохбета суфии указывали совместное странствие пророка Мусы (а.с.) и Хидра.

Хотя все тарикаты отдали должное этому методу духовного воспитания, особое значение он имел в тарикатах маламатия, накшбандия и мевлеви. Бахауддин Накшбанд сказал, что тарикат и представляет собой сохбет. По словам Мевляны, один миг сохбета с «мужами Аллаха» (риджал Аллах) превосходит 100 лет жизни, проведенной в богобоязненности. Камиль Эфенди, принадлежащий к тарикату байрамия маламия, говорил, что для мюрида, предавшегося совершенному шейху, сохбет является эликсиром, лечащим все болезни нафса.

Место женщины в суфизме.

Среди жанров суфийской литературы существуют труды, представляющие собой записи сохбетов шейхов. Они носят название «мальфузат» или «маджалис». В качестве примера таких произведений можно привести «Фихи ма фихи» и «Маджалис-и саб’а» Мевляны, а также «Фаваид аль-фуад», содержащий сделанные Амиром Хасаном Сиджзи записей бесед Низамуддина Авлия.

Исламосфера


Сулейман Улудаг (род. 1940) – известный турецкий богослов, профессор, преподаватель факультета богословия Университета Улудаг (Бурса), специализируется на исследованиях в области истории тасаввуфа, политики и социологии. Потомок эмигрантов из Батуми. Является автором многочисленных трудов, также осуществил перевод с арабского языка на турецкий произведений таких авторов, как Ибн Халдун, Ибн Рушд, Аттар, Газали. Один из авторов и редакторов  TDV İslâm Ansiklopedisi.

Комментарии