Тезхип – искусство золочения. Часть 2

Исламское искусство художественного оформления книжных страниц (тезхип), о котором было рассказано в первой части статьи, имеет длительную и богатую историю, однако наибольший расцвет оно получило в эпоху Тимуридов. Традиции тимуридской школы были продолжены и усовершенствованы ее преемниками в Османской империи и Сефевидском Иране. На протяжении столетий это искусство развивалось и менялось, дополняясь новыми элементами и стилями.


Эпоха Тимуридов – период расцвета искусства тезхип

Пожалуй, одним из самых значительных периодов в истории развития искусства тезхип, был период Тимуридов (1370-1507). Известно, что эти правители и сами были людьми, неравнодушными к различным искусствам, поэтому при их дворцах активно строились библиотеки и наккаш-хане, способствовавшие расцвету книжной культуры на исламском Востоке.

При поддержке и покровительстве двора в то время в Герате развиваются каллиграфия, искусство миниатюры, оформление переплетов книг и тезхип. Появляются новые стили и прекрасные произведения, из которых складываются неповторимая гератская школа и гератский стиль в искусстве. Несомненно, одним из лидеров данного направления является мюзеххип и мусаввир Хаджи Али Тебризи. В его произведениях преобладают золотые, красные и черные цвета, а также цвет бадахшанского лазурита.

Среди художественных мотивов, используемых при оформлении тезхибом, на передний план выходят «мюнхани», а живые и яркие цвета обеспечивают выразительность узора и раскрывают художественный замысел автора. Характерной особенностью гератской школы является то, что тезхип внутренней части переплета книг в большинстве своем оформлялся в виде круга или диска.

Вторым представителем золотого века тезхиба периода Тимуридов является Камал ад-дин Бехзад, живший в эпоху султана Хусейна Байкары. Его работы считаются классикой этого искусства. К примеру, Священный Коран, который был оформлен им в 1485 году и хранится сегодня в стамбульском музее Топкапы, ярчайшим образом демонстрирует абсолютно все особенности гератской школы тезхиба.

 

Период Тимуридов

Период Тимуридов

Расцвет искусства в Анатолии

Другим, не менее важным периодом в развитии искусства техзип является Сельджукский или так называемый Конийский период (1037-1326). Мюзеххибы того времени проявили все свое мастерство в оформлении различных изданий «Маснави» – легендарного труда мусульманского поэта и суфия, основателя братства «Мавлявийа» Джелаладдина Руми.

Оформление самого раннего издания (1278 год) принадлежит кисти Мухлиса бин Абдуллаха аль-Хинди. Данный экземпляр «Маснави» хранится в музее Мевляны в городе Конья. Для данного периода характерно использование геометрических фигур в оформлении тезхибом. Однако, применялись и другие художественные мотивы, такие как «руми» и «мюнхани». Основными цветами, которые использовались в наккаш-хане города Конья при оформлении различных книг, являются золотой, черный, темно-синий и белый. Считается, что конийская школа тезхиба заложила основы османского стиля и османской школы.

Если в книге или письме, украшенном тезхибом явно просматриваются крупные художественные мотивы «хатаи», то можно смело утверждать, что это произведение было выполнено в Османский период (1299-1919), так как цветочные узоры являются отличительной чертой именно османской школы.

Особенно ярко эти черты проявились в работах Баба Наккаша, который жил и работал во времена султана Мехмеда Фатиха. Другой отличительной чертой данного периода является кажущаяся трехмерность лиственных и цветочных узоров. Мастера добивались такого эффекта с помощью техники многократного наслоения. В работах этого периода очень часто встречались такие художественные мотивы, как «руми» и «саз йолу». Появлялись новые стили, названные в честь знаменитых мастеров – стиль Али Ускюдари, стиль Кара Меми, стиль Ахмеда Ата Эфенди и другие. Примечательно, что для стиля Ахмеда Ата Эфенди, который жил на рубеже XVIII-XIX веков, характерно смешение традиционного османского стиля и европейского рококо.

 

Период Сельджуков

Период Сельджуков

Ильханиды, Мамлюки и Сефевиды

Золотым веком искусства тезхип в эпоху Ильханидов и Мамлюков считается XIV век. Именно этому времени принадлежат лучшие образцы данного искусства, среди которых есть различные экземпляры Священного Корана и другие книги особенно большого формата. Наиболее известными мастерами этого периода считаются Мухаммед бин Айбек бин Абдуллах, Абу Бакр (известный под псевдонимом Сандал), Мухаммад бин Мубадир, Айдогду бин Абдуллах аль-Бадри и Ибрагим аль-Амиди.

Завершая рассказ о периодах развития искусства тезхип, необходимо особо отметить период Сефевидов (1501-1736). В этот период основными центрами развития не только тезхиба, но и многих других видов мусульманского искусства были такие города как Тебриз, Казвин, Шираз и Исфаган. Характерной особенностью этого периода является совместное применение техники тезхиба и миниатюры при оформлении одного произведения.

Кроме традиционных художественных мотивов, в период Сефевидов также широко использовалось изображение животных и птиц или же мифических животных из различных легенд и преданий. Еще одним отличием этого периода стала личная подпись мюзеххиба, которая ставилась на самом видном месте узора. Среди самых знаменитых и известных мюзеххибов этого периода можно назвать таких мастеров как Рузбихан Мюзеххиб, Наккаш Бикзад Ибрахими, Абдуллах Ширази и других.

Османский период

Османский период

Мамлюкский период

Мамлюкский период

Сефевидский период

Булат Ногманов

Комментарии
  • Тезхип – искусство золочения. Часть 1 | Исламосфера http://www.islamosfera.ru/2018/01/10/%d1%82%d0%b5%d0%b7%d1%85%d0%b8%d0%bf-%d0%b8%d1%81%d0%ba%d1%83%d1%81%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be-%d0%b7%d0%be%d0%bb%d0%be%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f-%d1%87%d0%b0%d1%18 января, 2018 в 18:35

    […] Продолжение статьи […]