Традиционные ремесла Ливана

Изготовление ковров, столовых приборов, стекла, мыла, мебели – эти традиционные ливанские ремесла занимают важное место в истории страны и региона. Промышленное развитие во второй половине 20-го века неизбежно сказалось на традиционных ремесленниках Ливана. С одной стороны, это привело к снижению спроса на кустарные промыслы, которые обычно дороже, чем массовый импорт. С другой стороны, для местных ремесленников, которые выдержали период промышленного роста, доступ к новому глобальному рынку был облегчен в результате улучшения онлайн-рынков, социальных сетей и интернет-коммуникаций, пишет Лорен Холтмайер.
В Ливане также осуществляются многочисленные инициативы, направленные на обеспечение того, чтобы ливанские ремесленники находили свое место на все более переполненных местных и глобальных рынках. В частности, местные и международные организации работают над повышением устойчивости традиционных ремесленных промыслов путем оказания технической, промышленной, дизайнерской и маркетинговой поддержки, а также предоставления ремесленникам места для сбыта своих товаров.
Поддержание рынков
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и l’Artisan du Liban – это две организации, которые помогли сохранить жизнь ливанскому ремесленничеству, оказывая поддержку производству и предлагая местным ремесленникам места для сбыта своих товаров. Основанная в 1979 году, L’Artisan du Liban была первым в Ливане социальным предприятием. Она стремилась поддерживать искусство ремесленников и сохранять культуру и наследие, предоставляя местным ремесленникам рынок для их товаров. ЮНИДО осуществляет свою деятельность в Ливане с 1989 года и поддерживает устойчивое развитие во многих секторах, включая работу с ремесленниками.
Несмотря на это, недавняя экономическая стагнация затруднила для некоторых традиционных ремесленников конкуренцию с более дешевым импортируемым товаром из таких мест, как Китай. Например, если 10 лет назад в Ливане было несколько стеклодувов, то сегодня осталась только одна семья – Халифе в Сарафанде. По данным Банка “Бломинвест”, с которым пришлось конкурировать ливанским стеклодувам, в период с 2011 по 2018 год импорт стекла и изделий из Китая увеличился на 37%.
Ремесленники разных направлений должны были приспособиться к меняющимся тенденциям рынка и найти новые способы сделать свою продукцию привлекательной для потребителей на современном рынке. Движимые, в частности, меняющимися тенденциями и требованиями рынка, ремесленники использовали несколько тактик, чтобы оставаться в игре, от введения тонких, более современных на вид дизайнерских элементов, до использования новых материалов и способов упаковки, чтобы сделать традиционные товары более привлекательными.
Древнее гончарное ремесло в Ираке вынуждено конкурировать с китайским ширпотребом.

Источник: executive-magazine.com
«Стремительно меняющиеся направления, более осведомленные о глобальных трендах и имеющие широкий выбор покупатели в сочетании с доступностью путешествий и цифровых достижений обусловили крупнейшие сдвиги на рынке», – считает Хади Мактаби, владелец и куратор HADI Maktabi carpets. У него есть степень доктора философии по исламскому искусству, полученная в Оксфорде. Трудность определения единого “ливанского вкуса” также осложнила маркетинг для местной аудитории. И именно в этих условиях производители и ремесленники должны решить, какую модель они хотят принять, будь то определение ниши на более крупном рынке и обслуживание ее, или следование “модели супермаркета”, которую Мактаби определяет как преимущественно массовое производство, более дешевые товары, сделанные за рубежом, ориентированные на широкую аудиторию (как IKEA).
“Пятнадцать лет назад это была модель супермаркета, и у вас было от 5 до 10 крупных дилеров, которые обслуживали все”, – говорит Мактаби, имея в виду ковровую промышленность. Он утверждает, что, если тренды 1990-х годов менялись каждые 10 лет, в последнее время они начали меняться каждые два-пять лет.
Появление интернета и усовершенствованных цифровых рынков ускорило внедрение новых стилей за последние 20 лет. Быстро растущие мировые рынки также привели к тому, что ливанский рынок был наводнен более доступными, современными продуктами, которые были разработаны в Европе, но произведены в местах с дешевым предложением рабочей силы. “Большинство людей, работающих на этой [модели супермаркета] стороне, имеют дело с продуктами, массово производимыми в Китае и Индии, а затем продаваемые здесь”, – говорит Мактаби. “Но то, что они продают сейчас, это не ремесло, это просто продукт».
Найти свою нишу
Теперь, в течение последних нескольких лет, ремесленники больше пытались найти нишу на переполненном рынке. По мнению Мактаби, дело осложняет растущее европейское влияние и необходимость того, чтобы ливанцы нашли свое место в этой глобальной тенденции. Даже местные географические особенности играют роль в этом. “Проехать несколько километров к югу от Бейрута, это как окунуться в другую эпоху”, – говорит Мактаби. Разрыв между западными и восточными культурами, это столкновение культур заставило дизайнеров и ремесленников, которые предпочитают следовать нишевому рыночному подходу, определить узкую целевую аудиторию.
Инструменты на любой вкус в старинной лавке марокканского мастера.

Источник: executive-magazine.com
Но эти специалисты, особенно некоторые традиционные ремесленники, нуждались в помощи в поиске жизнеспособного рынка для своих нишевых ремесел. В нескольких километрах к югу от Бейрута, Хуссам Утабаши в Узае имеет несколько мастерских. Утабаши – мастер в традиционных методах маркетри и инкрустации. Маркетри – это процесс, при котором небольшие кусочки различных типов древесины соединяются в узор, а затем состругиваются тонкими слоями, в то время как дизайн инкрустации – это процесс, при котором куски дерева вырезаются и заменяются блестящими вставками, вырезанными из листов перламутра, создающими сложные конструкции.
L’Artisan du Liban оказал ему поддержку, чтобы помочь сохранить его ремесло, которое восходит к началу 19 века и передавалось в его семье из поколения в поколение. Ручные изделия Утабаши продаются в магазине L’Artisan du Liban.
В Сарафанд L’Artisan работает с семьей Халифе, которые создают стеклянную посуду из переработанного стекла – в стране, где избыток мусора, это замечательное решение. Заказы выполняются 5 или 6 раз в год, но бывает, что спрос увеличивается и они работают до 10 раз за год. Когда включается печь, к работе приступают шесть-восемь человек, работающие посменно круглосуточно в течение 15-20 дней, чтобы выполнить заказ. L’Artisan du Liban помог ввести в работу новшества для улучшения производительности труда и сделать товары более востребованными на рынке.
ЮНИДО также сотрудничает с местными ремесленниками, помогая им обновлять традиционные образцы и помогает ремесленникам продавать их изделия. Например, ЮНИДО сотрудничала с мастерами по изготовлению столовых приборов Jezzine, а также с местными мыловарами и мастерами по вышивке tark el—fouda, помогая им модернизировать дизайн и индустриализировать производство.
Македонский ювелир обучает людей Корану прямо у себя в магазине.

Источник: executive-magazine.com
«Два года назад ЮНИДО в партнерстве с Министерством промышленности и при финансовой поддержке правительства Австрии приступила к осуществлению программы, направленной на сохранение традиционных ремесел и улучшение условий жизни ремесленников в этих секторах», – говорит Нада Баракат, национальный координатор проектов ЮНИДО.
Столовые приборы Jezzine когда-то считались подарком. Они лежали в деревянной коробке и не использовались. Продукт должен был быть переосмыслен так, чтобы люди могли им пользоваться и наслаждаться. Баракат подчеркнула важность маркетинга: они избавились от старой деревянной коробки и начали упаковывать наборы в картон, что сократило затраты и сделало наборы более практичными. Для того, чтобы улучшить рынок мыла, они сделали противоположное и ввели привлекательную оливковую деревянную коробку в качестве упаковки. Столовые приборы Jezzine, которые традиционно изготавливались из оливкового дерева и украшались птичьими мотивами на ручках, теперь иногда изготавливаются из смолы, но сохраняют старые черты, сочетая их с современным подходом. Создание формы для ручек на основе смолы сделало производственный процесс и конечный продукт чуть дешевле, но потребители все еще могут купить столовые приборы с традиционными деревянными ручками.
Обе организации – ЮНИДО и l’Artisan du Liban – работают над сохранением жизни ливанского ремесленничества и начинают внедрять традиционные местные ремесла на международных рынках. Хотя промышленное развитие сделало традиционные ремесла более дорогими, последние тенденции глобализации и улучшение цифровых рынков могут помочь некоторым местным ремесленникам найти жизнеспособный рынок для своих товаров за рубежом. Пока еще слишком рано говорить о том, какое будущее ждет ливанские ремесла на международном рынке, но, по крайней мере, у себя дома некоторые местные ремесленники нашли поддержку, необходимую для сохранения вековых традиций.
Исламосфера