Традиция медресе и библиотек в Индии

С началом мусульманских завоеваний Индии правители предпринимали все необходимые меры, чтобы построить здесь систему религиозного образования. Первые медресе были построены здесь еще Газневидами. Гуриды и правители Делийского султаната также много внимания уделяли религиозным школам и библиотекам. Монгольское нашествие в XIII веке вынудило многих ученых из Средней Азии искать убежища в Индии, в результате Дели превратился в центр религиозных наук и культуры, сообщает gzt.com.
Более 30-ти медресе и мечетей построил делийский султан Фируз-шах Туглак. Но в XIV веке многие из них пострадали от нашествия Тамерлана. Центрами религиозного образования в этот период стали Агра и Южная Индия.

Остатки здания медресе мечети Бегумпура, построенной в Дели при Фируз-шахе Туглаке / Источник: gzt.com
При Моголах религиозное образование стало более глубоким и системным. Преподаватели и студенты впервые стали получать обеспечение от государства. Концепция образования была построена на связке «мечеть-медресе». При каждой мечети строили помещения, достаточные для устройства медресе, сюда же добавлялась библиотека.

Медресе Махмуда Гавана, построенное в Бидаре при Бахманидах (около 1463 г.) / Источник: gzt.com
Сын Бабур-шаха Хумаюн так любил книги, что даже возил их с собой в военные походы. Большую часть своего времени он проводил во дворце Шер-шаха, превращенного им в библиотеку.

Гробница императора Хумаюна, умершего, упав с лестницы в библиотеке / Источник: gzt.com
Для создания и укрепления медресе многое делали падишахи Джихангир и Аурангзеб. Основанные ими учебные заведения на протяжении столетий оставались ведущими на субконтиненте.

В Лакхнау традиции медресе сохраняются и в наши дни / Источник: gzt.com
Ослабление Моголов, завоевание Надир-шахом многих городов Пенджаба, включая Дели, привело к потере множества книг из императорской библиотеки, среди которых было немало библиографических редкостей. С другой стороны, в ходе войны с британскими колонизаторами и сикхами пострадало немало медресе.

Мусульманское наследие Индии в немалой степени пострадало от сикхов / Источник: gzt.com
Англичане, низложив династию Моголов в 1858 году, пытались изменить систему медресе и утвердить свою модель образования. Медресе были превращены в колледжи английского типа. Но некоторые учебные заведения отстояли свое место, в частности, прославленный Деобанд.

Медресе Дар уль-улюм в Деобанде сохраняет традиции классического мусульманского образования / Источник: gzt.com
Медресе стали центрами распространения ислама в Индии. Наряду с религиозными науками, в них преподавали философию, историю, медицину, физику, астрономию, арифметику, логику. В первых рядах участников движения за независимость в Индии находились студенты и преподаватели медресе. В наши дни сохранилась только небольшая часть этих традиционных учебных заведений.

Народная библиотека, построенная в 1896 г. в Ченнаи. Колонизировав Индию, англичане создавали учебные заведения и библиотеки, призванные составить альтернативу религиозным / Источник: gzt.com
Исламосфера