Трагедия Сирии на полотнах всемирно известного каллиграфа
Этой осенью в Исламском музее Берлина прошла выставка сирийского мастера каллиграфии Халеда аль-Сааи. В зале Мшатта он представил картину «Сирия – сад истории», на которой изображена страна, пострадавшая в гражданской войне. В феврале 2019 года его картина будет представлена на выставке «Культурный ландшафт Сирии», сообщает Der Tagesspiegel.
Огромных размеров картина писалась в ходе выставки прямо на полу. Она состоит из вырезанных фотографий, цветных элементов и следов от туши, оставленных кистью. Посетители музея подходили и рассматривали работу художника, пытаясь расшифровать эту загадочную картину. На первый взгляд, это непонятные иероглифы, расположенные совершенно хаотически, но если приглядеться, то можно увидеть целый мир, систематизированный на холсте.
В картине Аль-Сааи представлены достопримечательности и важные города Сирии, вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – это Дамаск, Пальмира, Алеппо. Картину можно разделить на три уровня: в самой нижней части представлены сцены повседневной жизни, в середине – наиболее значимые памятники сирийской культуры, а наверху – духовный мир. Таким образом, большая арабская буква «Шин» олицетворяет свет, что соответствует слову «шамс» – «солнце». Справа внизу на рисунке изображена улица, на которой на протяжении веков живут рассказчики из книг Рафика Шами (сирийский и немецкий прозаик и драматург, один из крупнейших представителей т. н. «гастарбайтерлитературы» или «литературы мигрантов» прим. Исламосфера).
В другой, еще более крупной картине он нарисовал хронику сирийской войны. Размер названия города определяет масштабы ущерба, нанесенного ему войной. Так, например, слово “Алеппо” написано очень крупным шрифтом.
Сирийские беженцы учатся обработке камня, чтобы восстановить утраченные памятники.
Халед аль-Сааи родился в 1970 году в Хомсе в семье художников-каллиграфов. Его детство прошло в городе Меядин на юго-востоке Сирии. В четыре года он впервые берет в руки кисть. Он учится рисовать, копируя работы своего отца. Позже аль-Сааи переезжает в Дамаск, где становится мастером искусства каллиграфии. В исследовательском центре исламской истории и культуры в Стамбуле он получает степень магистра каллиграфии. Изучая литературу и музыку, он все время находится в поиске своего собственного стиля.
В 2000 году он знакомится с музыкантом Халедом аль-Джарамани. Как композитор подбирает ноты для музыки, так и Аль-Сааи подбирает свой стиль. Они создают необычный творческий тандем. Пока Джарамани исполняет на очередной концерте свою музыку, аль-Сааи пишет картину, как бы проецируя музыку на бумагу. «Каллиграфия – это музыка для глаз», – пишет Рафик Шами в своей книге «Секрет каллиграфа». На это один из самых известных каллиграфов мира Халед аль-Сааи отвечает: «Как минимум…».
Айхам Ахмад – пианист на развалинах в Дамаске…
В творчестве аль-Сааи границы между традиционной каллиграфией и современной живописью размываются. С 2014 года аль-Сааи начинает использовать в своих работах масштабированные фотографии, что особенно хорошо прослеживается в его последней картине.
“Раньше каллиграфия была подобно встрече со Всевышним. Каллиграф тщательно готовился к работе: очищался изнутри и снаружи, беря омовение. Прежде чем приступить к работе, художник надевал самые красивые одеяния и умащал себя благовониями. Каждая буква требовала большой сосредоточенности. Каллиграфия в этом смысле похожа на медитацию», – говорит аль-Сааи.
Трехмерный Дамаск в работах сирийского художника.
Сейчас художник живет в Дубае и Бостоне. Он экспериментирует с фотопленками, красками, пробуя разные техники, ведь искусство не знает границ.
Исламосфера