Трактаты утешения: мусульманские ученые утешают родителей, потерявших детей
Пандемия чумы XIV века кардинально изменила многие культуры. Она собрала обильную жатву и в исламском мире. Мусульманские ученые, многие из которых сами лишились детей по этой причине, создавали трактаты, утешая осиротевших родителей.
В трактате «Базль аль-ма’ун фи фадль ат-та’ун» («Подношение доброты о достоинствах чумы») Ибн Хаджара аль-Аскалани, в котором рассматривается чума с научной точки зрения, отмечается, что эпидемии той эпохи часто убивали детей в непропорционально большом количестве, способствуя росту смертности, которая, вероятно, и без того была высокой. Автор также отмечает, что смертоносные эпидемии являются благословением Аллаха. Многие другие ученые обсуждали эту трагическую реальность с теологической точки зрения, написав трактаты утешения для осиротевших родителей.
Необычные смерти ученых исламского мира.
Одним из самых выдающихся учеников Ибн Хаджара в Каире был Мухаммад ас-Сахави (1427/1428–1497), который создал самый длинный и подробный из трактатов утешения, известных на сегодняшний день. Это «Иртиях аль-акбад би-арбах факд аль-авлад» («Успокоение душевных страданий [духовной] прибылью от потери детей»).
Как и «Базль аль-маун», этот текст восхваляет религиозную добродетель стойкости перед лицом трагедии, проявляя терпение, – такой стоический подход свидетельствует о доверии к Божественному провидению и приносит награду в загробной жизни. Ас-Сахави также призывает своих читателей утешать отцов и матерей, потерявших детей и пишет, что нет ничего греховного в том, чтобы плакать над мертвым ребенком, ссылаясь на сообщения о случаях, когда Пророк (мир ему) тоже плакал. В то же время он пытается облечь родительское горе в религиозно приемлемые формы и предостерегает от некоторых потенциально чрезмерных форм эмоционального выражения.
Исламские ученые о ценности знания.
Другой трактат утешения был создан более молодым египетским современником ас-Сахави, Абд ар-Рахманом ас-Суюти (1445-1505), чьи плодотворные научные труды включают два текста на эту тему — один представляет собой краткий сборник хадисов, а другой литературное исследование. Еще один краткий трактат утешения приписывается анатолийскому автору Мехмету Биргиви (ум. в 1573 г.), а более поздний текст принадлежит ученому XVIII века по имени Мустафа ар-Ранкуси.
Многие из этих трудов касаются личного опыта из жизни их авторов. Биргиви отмечает, что он написал свой трактат как способ справиться со смертью своего сына Мухаммада. В заметке на полях в рукописи ас-Сахави «Иртиях аль-акбад» упоминается, что автор создал эту работу после смерти своего сына Ахмада, и тщательное изучение всех аспектов этой темы было важным для великого ученого, дав ему возможность справиться со своим горем. Таким образом, ас-Сахави писал для себя почти в той же степени, что и для других. В библиотеке Честера Битти в Дублине хранится экземпляр его труда, скопированный неизвестным переписчиком в 1461 году. Этот переписчик отмечает, что потерял сына по имени Мухаммад.
Он познакомил мир с достижениями исламских ученых: Фуат Сезгин.
Мустафа ар-Ранкуси известен по единственной рукописи 1761 года, скопированной самим автором и сейчас хранящейся в Алеппо. В нее входит его собственное сочинение о смерти детей и один из текстов ас-Суюти. На последней странице рукописи ар-Ранкуси записал свою личную молитву с просьбой о терпении для себя и вечной награде для своих ушедших детей, перечисляя трех дочерей и двух сыновей по именам: Айша, Саадия, Мухаммад Саид, Яхья и Амина. Он умоляет: «О Аллах, соедини меня с моими детьми в обители загробной жизни и в садах блаженства». Мы очень мало знаем об ар-Ранкуси, но эта краткая заметка дает нам возможность заглянуть в интимные моменты его жизни и пережитое им горе.
Исламосфера