Три средневековых мусульманских путешественника, внесших вклад в изучение мира

Ибн Баттута, Ибн Фадлан и Эвлия Челеби – знаменитые исследователи мира, оставившие занимательные рассказы о своих путешествиях по Европе, Африке и Азии между IX и XVII веками.


В средневековье исследование обширных территорий было необходимой и неотъемлемой частью жизни на Ближнем Востоке. Несомненно, основной мотивацией было расширение торговых связей. Также люди отправлялись в путешествие с целью религиозного паломничества и прозелитизма, а в некоторых случаях исключительно из страсти к перемене мест.

Торговля мусульман развивалась по маршруту Шелковому пути и его ответвлениям, которые соединяли Ближний Восток с землями, лежавшими ещё дальше на востоке, такими как Индия и Китай. Также имело место торговое и культурное взаимодействие с европейцами через морские пути в Средиземном море.

Ахмад ибн Фадлан

Источник: islamosfera.ru

Ахмад ибн Фадлан родился в 879 г., и, хотя мало что известно об этом арабском путешественнике или его семье, очевидно, что он хорошо разбирался в религиозных текстах. Неудивительно, что аббасидский халиф Аль-Муктадир выбрал именно Фадлана в качестве миссионера к волжским булгарам, которые жили в районе Республики Татарстан на территории современной России.

Правитель булгар Алмуш обратился в ислам в 878 г., приняв имя Джафар ибн Абдуллах, и попросил халифа прислать богобоязненного и владеющего религиозными знаниями человека, чтобы обучить его народ религии. Помня об этом долге, Фадлан отправился в эпохальное путешествие по Центральной Азии и Восточной Европе, встретившись с различными тюркскими народами, а также с русами, которые жили вдоль реки Волги. Вручив дары хану Алмушу, Фадлан прочитал вслух знаменитое письмо, присланное Муктадиром. «Я достал письмо халифа, и когда мы закончили читать, они провозгласили «Аллаху Акбар!» так громко, что затряслась земля», – вспоминает Ибн Фадлан. Его обширные труды являются одними из немногих сохранившихся свидетельств о регионе Волжском Булгарии того периода, в том числе содержат важные подробности о ритуалах и образе жизни викингов. Он описывает мужчин как всегда вооруженных мечами и кинжалами и «татуированных от ногтей до шеи», в то время как их женщины носили на груди металлические шкатулки из «железа, серебра, меди или золота», демонстрировавшие богатство своих мужей. Также Фадлан был потрясен их физической силой: «Я никогда не видел более совершенных физически людей, высоких, как финиковые пальмы, светловолосых и румяных». Рассказ Фадлана вдохновил на создание современных изображений викингов, а его описания использовались для создания голливудского фильма «13-й воин» с участием Антонио Бандераса.

Arab’s had met the Rus during trade deals, like the one shown above in ‘Trade in the East Slavic Camp’ by Sergei Ivanov (1913) (Wikipedia)

Картина С. В. Иванова «Торг в стране восточных славян» / Источник: Wikipedia

Ибн Баттута

Ibn Battuta - Wikipedia

Источник: Wikipedia

Абу Абдулла Мухаммад ибн Баттута родился в 1304 году в марокканском городе Танжер в семье исламских правоведов. Ибн Баттута преодолел невероятные 120 000 км в своем путешествии из Китая в Испанию, что является выдающимся достижением, учитывая, что большая часть этого пути была пройдена пешком и в караванах, запряженных животными. В 1325 году со своим ослом в качестве единственного компаньона Баттута отправляется в неизвестность в надежде найти случайную работу, чтобы финансировать свое приключение. Его «год учебного перерыва» вылился в 29 лет, без сомнения, наполненных неутолимой жаждой путешествий, в которых он руководствовался правилом «никогда не путешествовать по какой-либо дороге во второй раз». В начале своих приключений в портовом городе Александрии Баттута встретил суфийского мистика по имени Шейх Бурхан ад-дин, который предсказал его путешествия в Индию и Китай и попросил Ибн Баттуту передать приветствия некоторым из его знакомых в этих чужих землях. После своего второго хаджа Баттута переправил несколько деревянных лодок из Джидды к Африканскому Рогу. Оттуда он посетил сомалийский город Могадишо, восхваляя щедрость его жителей. Направляясь на юг вдоль восточноафриканского побережья в Кению и Танзанию, Баттута обнаружил Великую мечеть Килва, построенную из кораллового камня, отметив: «Город Килва – это одно из самых красивых и элегантных поселений». В то время Килва был оживленным портом и воротами в Центрально-Восточную Африку. В 1334 году, услышав о султане Дели Мухаммаде ибн Туглуке и его щедрости по отношению к мусульманским ученым, Баттута нашел свой путь на службу к султану, устроившись на работу мусульманским судьей и заполучив жену и наложницу. Но пребывание берберского путешественника оказалось не таким привлекательным, как ему казалось вначале. Султан был известен своим темпераментом и колебался между осыпанием Баттуты премиями и угрозами тюремного заключения за измену. Побег Баттуты от султана произошел, когда он стал послом Дели в Китае. Там он посетил Великую стену и восточный город Цюаньчжоу, известный арабским торговцам как Зейтун.

The Great Mosque of Kilwa, constructed in the 11th century, was once decorated by coral and Chinese porcelain (CC/Unesco)

Великая мечеть Килва в Танзании, построенная в 11 в. / Источник: UNESCO

Эвлия Челеби

Источник: islamosfera.ru

Эвлия Челеби, считающийся одним из первых и самых выдающихся писателей-путешественников в Османской империи, был выходцем из Стамбула XVII века. За свою 50-летнюю карьеру путешественника он посетил Европу и Османскую империю. Родившийся в 1611 году под именем Дервиш Мехмед Зилли молодой турок провел свое детство, изучая Коран и религиозные обряды, заслужив почетный титул Эвлия Челеби, что означает «благочестивый господин». Сын ювелира османских султанов к 12 годам благодаря своему уму и языковым способностям стал учеником придворного имама султана Мурада IV. В молодости Челеби жаждал отправиться в путешествие и открыть для себя мир за пределами города, который он уже полностью изучил. В своих первых произведениях он описал быт разнообразных людей Константинополя – от уличных артистов до учёных. В ночь на свое 20-летие ему приснился сон, в котором Пророк Мухаммад (мир ему и благословение от Аллаха) поручил Челеби собрать свои вещи и отправиться в путешествие, чтобы увидеть мир. Его ранние поездки включали посещение Крымского ханства, где он описывал рынки невольников: «Человек, не видевший этого рынка, не видел ничего в этом мире. Там мать отделяется от сына и дочери, сын от отца и брата, и продаются они среди причитаний, криков о помощи, плача и печали». Во время другой поездки к реке Неретва в Боснии он встречает знаменитый Старый мост, построенный османским архитектором Мимаром Хайруддином. Данное сооружение поразило его своей масштабностью и высотой. Примечательно, что каждый из его рассказов о путешествиях заканчивается удобным разговорником с примерами фраз из самых различных языков, с которыми он сталкивался. Позже Челеби поселился в Каире, где и умер в 1684 году. Его сочинения были обнаружены 50 лет спустя и доставлены в Стамбул для переплета.

Detractors struggle to give Mostar Bridge's Turkish architects credit for it's design, and instead have tried to falsely attribute it to the Romans (CC/Miłosz Pienkowski)

Мостарский мост (Старый мост) / Источник: Creative Commons/Miłosz Pienkowski

Исламосфера

Комментарии