Три вида странствия согласно Ибн Араби

Зачем суфий отправляется в путь? Чтобы увидеть истинные качества своей души и исправить дурные из них. В своей сути, его путешествие в земном мире является отражением странствия, совершаемого его душой, пишет Метин Эрол.


Совершение путешествия – это известный метод, который используется в тасаввуфе. При этом необходимо соблюдать свой адаб. В первую очередь, человек должен выйти в путь ради Аллаха, а не для того, чтобы увидеть какие-то места, развеяться. Причинами путешествия могут быть хадж, встреча с кем-то из праведников, визит к родственникам, предотвращение несправедливости, получение знаний, посещение святых мест. Обычно суфии занимаются этим в молодости, а в пожилом возрасте предпочитают предаваться уединению.

Гюль Баба: таинственный дервиш, похороненный в Будапеште.

Ибн Араби усматривает причину путешествия в том, что мир пребывает в движении. Поэтому в мире не может быть статичности, если он обретет статичность, то вернется в свое первоначальное положение – небытие. Согласно Ибн Араби, и в высшем мире, и в низшем земном путешествия никогда не кончаются. Основа мира – это путь.

Картинки по запросу austro hungarian empire art

Источник: pixels.com

Также, согласно этого ученому, существуют три вида пути – странствие к Аллаху, странствие в Аллахе и странствие от Аллаха. Странствие в Аллахе происходит в состоянии изумления, и тот, кто совершает его, ничего не обретет помимо того, что уже есть в нем. А тот, кто совершает странствие от Аллаха, обретает существование. Если первый и третий вид пути имеют конец, второй вид, т.е. странствие в Аллахе, не кончается.

Крутящийся дервиш из Лондона.

Тех, кто совершает странствие к Аллаху, Ибн Араби делит на три группы. Первый – это путники, которые уподобляют Всевышнего творению и придают Ему неподобающие качества. Это многобожники, и они никогда не достигнут Господа. Второй вид – это те, кто слишком увлеклись танзихом, т.е. отрицанием применимости к Аллаху каких бы то ни было характеристик и определений. Третий вид путников же – безгрешные и оберегаемые. Это пророки и просвещенные.

Тех, кто совершает странствие в Аллахе, Ибн Араби делит на две группы. Первые – это те, кто в своем пути основываются на разуме и мысли. В эту группу он включает философов и тех людей, которые руководствуются их учением и методами. Как заявляет Ибн Араби, так как эта группа не имеет никаких доказательств своих идей, кроме своих же мыслей, то они всегда находятся под угрозой сбиться с пути. Вторая группа – это те, кто странствует в Аллахе сами по себе. Это пророки, посланники и некоторые избранные святые, такие как преуспевшие в религиозных науках суфии. Но они находятся в опасности, если только их не несет какой-нибудь скакун, подобно Бураку, перенесшему Посланника Аллаха (с.а.в.) из Мекки в Иерусалим.

Картинки по запросу prophet khidr

Источник: muslimworldtoday.org

Исламосфера

Комментарии