Труба Судного дня: Сур в турецкой литературе

Сур представляет собой некую трубу, в которую протрубит ангел Исрафил, возвещая о Конце света.
Будучи связанным с исламской эсхатологией, сур упоминается, главным образом в религиозных произведениях, в первую очередь, в описаниях Конца света. Как сообщается в таких трудах, этот музыкальный инструмент имеет вид рога из красного коралла. Языджыоглу Мехмед пишет в «Мухаммедие»:
Сказал Посланник Аллаха, который есть свет,
Что сур имеет вид рога. Уверуй в это.
Дискуссии о Джибриле в исламской философии: реальность или образ?

Источник: Wikipedia
Утверждается, что Исрафил протрубит в сур три раза, и при первом звуке, называемом «нафха-и фаза», всё живое на земле и на небесах, за исключением тех, кого защитит Аллах, будет охвачено ужасом. Эту стадию описывает двустишие Юнуса Эмре:
Протрубит труба Исрафила, и изменится лик земли,
Разрушится все, и небо расколется.
При втором звуке, известном как «нафха-и саик», начнется Конец света, и всё живое погибнет. При третьем трубном гласе, называемом «нафха-и кийам», мертвые воскреснут и отправятся на Суд.
Волшебная чаша Джамшида: символ вечной мудрости и душевной чистоты в мусульманской литературе.
Источник: Wikipedia
В нерелигиозных текстах труба Сур упоминается в качестве фигуры речи, образного сравнения или метафоры. В одном из своих стихотворений османский поэт Шейхи сравнивает весенний утренний ветерок, пробуждающий землю от зимнего сна, с воскрешением мертвых, когда Исрафил протрубит в эту трубу:
Труба Сирафила трубит в утреннем ветре,
Мертвое взбадривается и снимает саван.
Также поэты сравнивали звук Сура с какими-то другими звуками. В стихотворении, посвященном турецкому музыканту Шерифу Мухиттину Таргану, поэт Мехмед Акиф описал мелодии, исходящие из его уда, словами:
Да, он требует гласа, такого же, как издает твой уд.
Приди, о Давид от искусства, и дай послушать мне трубу Судного дня.
Бурак – чудесное существо в преданиях и искусстве.

Источник: Wikipedia
В стихотворении «Азаны», в строках «Когда я был вне себя от радости в мире мечетей, с минаретов до меня донесся звук трубы Исрафила», Мехмед Акиф сравнивает призыв к молитве со звуком Сура, а минареты – с самой этой трубой. А в поэме «Саид Паша Имам» в строках: «Босфор теперь издает звуки, подобные Суру» он описал исполнение мевлида (песнопения в честь рождения Пророка Мухаммада (мир ему)), которое отражается эхом на противоположных берегах Босфора. Говоря о бедственном положении османского народа, Мехмед Акиф вопрошает: «Кто поднимет вас? Труба Исрафила?»
В таких религиозно-мистических произведениях, как «Мухаммедие», «Анвар уль-ашикин», «Музакки ан-нуфус», а также в текстах, заключающих в себе одновременно религиозные и мистические смыслы, таких как «Марифетнаме», Исрафилу посвящаются отдельные разделы. В них можно найти разнообразную информацию о Суре, основанную на поэтических фантазиях и фольклоре. «Мухаммадие», например, так обобщает представления об этой трубе в народной культуре:
Рафраф в мусульманской литературе: чудесное покрывало и другие смыслы.

Источник: Wikipedia
У Сура четыре части, они стоят на четырех углах –
Одна на Востоке, а другая на Западе,
Одна под землей, а одна над небесами.
У него шесть отверстий, и звук исходит из них.
Согласно описаниям, звук, выходящий из первого отверстия, вызовет воскрешение всех пророков, второго – всех ангелов, третьего – джиннов, четвертого – людей, пятого – шайтанов, шестого – животных.
В стихах поэтов-бекташи и алевитов Сур упоминается вместе с любовью, как в строках Кула Хусейна: «Любовь – это Сур во рту Исрафила», а Кул Химмет пишет: «Исрафил протрубит в Сур вместе с Али».
Сидра аль-мунтаха в литературе мусульманских народов.

Источник: Wikipedia
Исламосфера