Туба – тайное сердце Сенегала и оплот суфийского братства мюридия
Туба – второй по величине город Западной Африки и оплот суфийского братства мюридия, является неформальным центром власти в Сенегале, пишет Мартин Циммерман.
94% населения Сенегала составляют мусульмане, большинство из которых являются последователями разных тарикатов. Братство мюридия (муриде) – второе по величине, оно насчитывает от трех до четырех миллионов человек. Более трети сенегальцев принадлежат к нему, включая главу государства Маки Салла и предыдущего президента Абдулая Вада.
Туба – своего рода «государство в государстве». Сюда направляется с первой официальной поездкой каждый вновь избранный президент, ища поддержки халифа – главы тариката мюридия. По оценкам немецкого Фонда имени Конрада Аденауэра от 2017 г., халиф является самым влиятельным человеком в Сенегале.
Хадарут уль-джума – зикр, уже более ста лет не смолкающий в Сенегале.
Основателем мюридизма и города Туба считается шейх Амаду Бамба Мбаке, который боролся с колониализмом мирным путем. Он является автором религиозных стихов, трактатов, а также множества работ по исследованию и толкованию Корана. В одном из своих трудов шейх пишет, что основанный им в 1887 г. город Туба призван примирить духовное и мирское. Амаду Бамба был похоронен в Тубе, после чего этот город стал центром мюридизма.
Также Амаду Бамба начал строительство Великой мечети Тубы, в которой и был похоронен. Это самое большое здание в городе и одна из самых больших мечетей Африки, вместимостью 7000 человек.
18 числа месяца Сафар в Тубе проходит Великий Магал Тубы – ежегодное собрание тариката мюридия, когда в город приходят множество паломников, чтобы почтить память Амаду Бамбы. Великий Магал был признан одним из самых популярных паломничеств в мире, в 2011 г. в нем приняли участие более 3 миллионов человек.
Сотни мечетей строятся в Африке. Почему?
Артисты, которые зачастую и сами принадлежат к тарикату мюридия, воспевают город Туба и его духовных лидеров. Например, это известный сенегальский певец и барабанщик Йуссу Н’Дур, певец Шейк Ло.
«Философия Учителя заключалась в следующем: молись Аллаху, как будто ты умрешь завтра. И работай так, как будто ты никогда не умрешь», – так Шейк Ло однажды объяснил мышление мюридов. Сильная трудовая этика сделала мюридов самой важной экономической силой в стране. Это они, в основном, контролируют торговлю арахисом, одну из самых прибыльных в стране. Бесчисленные автобусы и такси, ремесленные мастерские, телецентры, продуктовые магазины и значительная часть неформального сектора работают от имени Амаду Бамбы.
Фактически, власть сенегальского правительства заканчивается у ворот Тубы. Полиции нет, налоги никто не платит. Даже многие беспризорные дети-попрошайки в стране частично контролируются из Тубы. Это так называемые «талибе» – ученики марабутов. Марабуты считаются своего рода святыми, верующие приносят им еду, деньги, подарки.
Как я нашла Единственного: возвращение сенегалки к истокам своей веры.
Несмотря на многочисленные попытки вернуть мальчиков к родителям или, по крайней мере, в школы Корана, вряд ли кто-либо из политиков решится публично выступить против марабутов. Ни у одного политика в Дакаре больше не будет шансов остаться у власти, если шейхи из Тубы откажут ему в благословении и признании: министр окружающей среды лишился своего поста после того, как не сразу дал специальное разрешение на рубку леса из-за Магала.
Исламосфера