Турецкая миниатюра: от империй Центральной Азии до начала XX века

Турецкая миниатюра находилась под влиянием многих тенденций и развивалась на протяжении веков от империй Центральной Азии до сельджуков и от основания Османской империи до Эпохи тюльпанов, сообщает портал Enjoy Istanbul.


В еще доисламскую эпохи тюрки имели свои традиции живописи. Хотя рисунки на бумаге той эпохи не сохранились, о развитии изобразительного искусства свидетельствуют большое количество дошедших до нас изображений на камне, текстиле, керамике, изделиях из металла, дерева, кожи. В сельджукскую эпоху турецкая миниатюра достигла уровня национального искусства. Именно в этот период были основаны наккашхане (придворные мастерские). Примерно в то же время обмен художниками-миниатюристами между Турцией и Ираном оказал дальнейшее влияние на это искусство в обеих странах.

Тазкире – биографические словари в персидской и турецкой литературе.

Ottoman Miniature Painting

Можно утверждать, что окончательное становление турецкой миниатюры произошло в XV веке, а в XVI веке были созданы ее классические образцы. Романтические ландшафты персидской миниатюры в турецкой миниатюре были упрощены за счет уменьшения детализации пейзажей. Из изображений в ней преобладают человеческие фигуры, здания и другие элементы. В классических турецких миниатюрах линии прямые, цвета яркие, а стиль повествовательный.

Басма – турецкое искусство печати на ткани.

Ottoman Miniature Painting

Завоевание Константинополя стало новым этапом в развитии культуры и искусств турок. Эту эпоху в изобразительном искусстве можно охарактеризовать как встречу восточной и западной школ живописи, широкое взаимодействие и обширные связи. Мехмед II, завоеватель Константинополя, пригласил в страну итальянских художников, которые оказали свое влияние на местных мастеров. С другой стороны, продолжала развиваться традиционная школа живописи.  Мы можем видеть это двойное влияние в работах Синан-бея из Бурсы, который был учеником как Хусамзаде Сунуллы, так и итальянского мастера Паоли.

Каты – забытое искусство времен Османской империи.

Ottoman Miniature Painting

Большое влияние на турецкую школу миниатюры оказал выдающийся персидский художник Кемаль-ад-Дин Бехзад (1455-1535). Султан Селим, захватив Тебриз, привез в Стамбул его учеников, приказав создать им все условия для работы. В столице были созданы «Наккашхане-и Ирани» (Персидские мастерские), которые возглавил Шах Кулу из Тебриза. Турецкие художники в ответ создали «Наккашхане-и Рум» (Турецкие мастерские). Несомненно, что период, начавшийся при Мехмеде II и закончившийся при Селиме I, был одним из самых интересных и важных этапов в турецкой живописи и миниатюрах. Во времена правления Сулеймана Великолепного турецкая миниатюра пережила свой золотой век. Самыми известными художниками того периода были Кинчи Махмут, Кара Меми из Галаты, Накси (его настоящее имя Ахмет) из Ахиркапы, Мустафа Деде, которого называют «Шахом художников», Ибрахим Челеби, Хасан Кефели, Матракчи Насух, Нигяри.

Тюльпан в турецком искусстве.

Ottoman Miniature Painting

Европеизация XIX века способствовала изменению вкусов, что привело к исчезновению искусства миниатюры. Сохранились копии Коранов XIX и даже начала XX века, написанные от руки мастерами-каллиграфами и украшенные тазхибом (искусство золочения), а также иллюстрированные от руки поэтические сборники и исторические труды. Это говорит о том, что в тот период деятельность по изготовлению рукописей продолжалась при покровительстве султана. Но такие книги крайне немногочисленны, и говорить о существовании института наккашхане в тот период уже невозможно.

Шекер Ахмет Паша и сладкая заря турецкого реализма.

Ottoman Miniature Painting

Исламосфера

Комментарии