Турецкая семья, которая со времен Пророка Мухаммада (САВ) хранит его плащ

Семья, почти столь же древняя, как и сама исламская история, заботится о священном плаще еще с 7 века. TRT World посетил мечеть, в которой хранится плащ Пророка Мухаммада (САВ) и поговорил с семьей, которая его оберегает.


Сотни людей собрались у входа в мечеть в древнем стамбульском районе Фатих в ветреный день Рамадана в мае.

Снаружи лавочники торговали финиками и бутылками с замзамом – водой, которая вытекает из подземного источника в Мекке.

Из динамиков, прикрепленных к мечети, громко доносилось чтение молитвы, и женщины в платках и мужчины в шапочках торопливо стремились внутрь со смесью благоговения и волнения на их лицах.

Каждый год тысячи верующих со всего мира посещают эту мечеть в течение месяца Рамадан, чтобы увидеть один из самых ценных исламских артефактов – плащ Пророка Мухаммада (САВ), называемый Хирка-и Шариф. 160-летняя мечеть, в которой находится историческая реликвия, носит то же название.

Каждый месяц Рамадан в этой мечети показывают реликвию Пророка (САВ).

People line up to see the scared relics kept at the Hirka-i Sharif mosque.

Поток желающих увидеть плащ Пророка Мухаммада (САВ) не ослабевает / Источник: trtworld.com

Здание имеет форму восьмиугольника, по количеству частей, из которых состоит плащ, и спроектировано таким образом, что люди могут пройти по коридорам и, не мешая молящимся внизу, оказаться на верхнем этаже, где расположен плащ.

“Ежегодно более миллиона человек посещают мечеть во время Рамадана. В последнее воскресенье у нас было 20 000 посетителей”, – сказала Сумейра Гульдал, генеральный секретарь фонда «Мечеть Хирка-и Шариф», в чьем ведении находится данное место поклонения.

“Всего за три недели у нас больше посетителей, чем во многих музеях Турции”, – сказала Гульдаль.

Потомок в 59-м поколении

Семья, являющаяся хранительницей Хирка-и-Шариф, пожалуй, пользуется не меньшим интересом, чем сама мечеть.

Члены семьи являются прямыми потомками Увайса Карани, современника Пророка Мухаммада (САВ), которому он подарил плащ.

На протяжении 13 веков, из поколения в поколение, семья хранила драгоценный артефакт.

“С трех-четырех лет я хожу в мечеть. Я видел, как ревниво и бережно моя семья относилась к плащу, и всегда была готова позволить людям посетить его”, – сказал Барыш Самир, потомок Увайса Карани в 59-м поколении.

“У нас очень почетная миссия”, – сказал Самир, 45-летний уроженец Стамбула, который является инженером-механиком. – “Сколько семей в мире знают свою генеалогию, уходящую корнями в 59 поколений?”

Рамадан у Османов-2: поэтические кофейни, плащ пророка и детский пост.

Особая связь

История Увайса Карани веками завораживала мусульманских ученых. Он имеет особый статус в исламе и считается сподвижником Пророка Мухаммада (САВ), несмотря на то, что они никогда не встречались.

Уроженец Йемена Карани отправился в Медину, чтобы увидеть Пророка (САВ), но не застал его. Он не мог остаться и дождаться его, поскольку должен был вернуться, чтобы позаботиться о своей больной матери.

Услышав о том, что человек, преданный своей матери, ушел, так и не встретившись с ним, Пророк (САВ) попросил двух своих самых верных сподвижников – Умара (мир ему) и Али (мир ему) – передать его плащ Увайсу.

С тех пор потомки Увайса Карани были хранителями знаменитого плаща золотистого цвета.

Хотя обстоятельства не позволили Карани встретиться с Пророком (САВ) лично, многие люди считали, что они встретились духовно. Это особенно повысило статус Карани среди суфийских мистиков.

Реликвии Пророка (САВ) и праведников Кавказа на Мавлиде в Грозном.

Картинки по запросу hırka-i şerif mosque

Мечеть Хирка-и Шариф / Источник: istanbuldakicamiler.com

Но плащ принес Увайсу известность и в его дом потянулись гости. Карани, любившего одиночество и уединение, это очень тяготило.

Увайс Карани погиб в Северном Ираке, где он пал в бою, сражаясь за Али (мир ему), зятя Пророка (САВ) и четвертого праведного халифа, против войск Муавии в битве при Сиффине в 657 году.

Потомки Карани жили в Ираке до VIII века, всегда храня плащ, пока не были вынуждены переехать в Западную Турцию, поселившись в живописном городе Кушадасы.

“У нас нет документов, объясняющих, почему мы приехали в Кушадасы. Похоже, семья посчитала его безопасным и решила поселиться здесь. Потомки Карани оставались там до 1611 года”, – сказал Самир.

В 1611 году Ахмет I, османский султан и мусульманский халиф того времени, услышал о плаще и решил, что он должен храниться у него. Но его советники и исламские ученые настоятельно советовали не делать этого, говоря, что это будет нарушением желания Пророка (САВ). В итоге он пригласил семью жить в Стамбул.

В течение следующих ста лет потомки Увайса позволяли людям посмотреть на плащ в течение каждого Рамадана, но по мере того, как его популярность росла и приходило все больше посетителей, принимать такое количество людей стало сложно.

Шанлыурфа: родной город Пророка Ибрахима привлекает мусульман со всего мира.

Султан Абдулхамид I (1774-1789), в конце концов, построил небольшое здание для размещения плаща в районе Фатих, но вскоре и оно стало тесным.

“Это место также не было достаточно большим для того, чтобы принимать всех желающих посетителей. Поэтому султан Абдул-Меджид (1839-1861) приказал построить мечеть и специальное здание округлой формы для хранения Хирка-и Шариф. Плащ находится здесь с 1851 года”, – объяснил Самир.

“Мы рассматриваем место, где хранится Хирка-и Шариф, как особое место. Место, где люди чувствуют себя рядом с ним. Мы счастливы ощущать, что являемся проводником духовной связи между Пророком (САВ) и людьми”, – сказал он.

Исламосфера

Комментарии