Турецкий сериальный бум: как воображение влияет на геополитику

Выдающийся успех турецких сериалов по всему миру приносит развлекательному сектору этой страны огромную прибыль, но помимо финансовых доходов, эти сериалы также способствуют формированию имиджа Турции за рубежом, – пишет журналист Аназ Неджати для Daily Sabah.


Интерес к турецким телесериалам продолжает расти, география их аудитории простирается от Латинской Америки до Азии. Сейчас более 100 стран, включая государства Европы и Северной Америки, потребляют около 150 турецких многосерийных фильмов. «Сериальный рынок» приносит Турции экспортные доходы на сумму более 350 миллионов долларов. Причём эта цифра даже не включает доходы, которые трудно подсчитать, – от туристов, посещающих Турцию после того, как они вдохновились фильмами.

Однако, по мнению Аназа Неджати, наиболее существенный вклад сериалов носит не экономический, а геополитический характер, помогая выстроить «геополитическое воображение» как внутри страны, так и на международном уровне. Геополитическое воображение формируется на основе того, что потребляется человеком в процессе развлечения и удовольствия.

В качестве примера турецкий журналист приводит изображение присутствия Соединенных Штатов во Вьетнаме в голливудских военных фильмах. Американская киноиндустрия преуспела в изменении восприятия войны большей частью публики, так, что реальность их поражения была частично скрыта. И та же индустрия использовала ряд развлекательных приёмов, чтобы негативно повлиять на международный имидж Турции. В частности, образ Турции пострадал от предвзятого изображения в фильме Билли Хейса «Полуночный экспресс» (1978).

Турецкая сказка с грустным финалом.

Картинки по запросу фильм полуночный экспресс 1978

Американский фильм “Полуночный экспресс” рассказывает историю американца, попавшего за хранение наркотиков в турецкую тюрьму, где он испытывает жестокое обращение персонала / Источник: film.ru

Поэтому важно, чтобы Международный экспорт продуктов турецкой развлекательной индустрии оценивался не только по их экономическому вкладу в страну, но и по их вкладу в мировой геополитический образ Турции, турецкие фильмы должны стать «повествованием нации».

Турецкое кино впервые пересекло географические и культурные границы в середине 2000-х годов. Особое значение имели фильмы «Долина волков: Ирак» (2006) и “Долина волков: Палестина” (2011), основанные на одноименном телесериале. Эти ленты пошатнули устоявшиеся представления о Ближнем Востоке и Турции. До того момента на киноэкранах доминировал геополитический дискурс, ориентированный на Запад, в том числе в тех же странах Ближнего Востока и в Турции. Эти же фильмы бросили вызов стереотипам, сотворённым Голливудом после трагедии 11 сентября. Они оспаривали фильмы и сериалы, которые подразумевали, что мусульмане и жители Ближнего Востока являются потенциальными террористами, а их страны наполнены насилием и хаосом.

«Долина волков: Ирак» вышла на мировую арену с целью противостоять западному восприятию мусульман. Эта серия фильмов раскрывает связь между войной в Ираке и интересами США в иракской нефти и защите израильтян на Ближнем Востоке любой ценой. В фильме были задействованы и голливудские актёры. Лента вызвала неоднозначную реакцию с разных сторон, вызвав и критику, и восхищение.

Кинофестиваль “Один хадис – один фильм” в Конье.

Долина волков: Ирак :: Allmovies.uz - Фильмы и сериалы в TAS-IX

“Долина волков. Ирак” (2006 г.) стал первым фильмом, пошатнувшим устоявшиеся представления о Ближнем Востоке и Турции / Источник: allmovies.uz

Однако, несомненно, этот фильм ознаменовал вступление Турции на мировую геополитическую сцену киноискусства в качестве игрока, который может бросить вызов доминирующему представлению мусульманского Востока.

Следующий этап мирового распространения продуктов турецкой индустрии развлечений Аназ Неджати выделяет с 2014 года и по настоящее время, когда турецкие телесериалы распространились по всему миру. Теперь эти сериалы предлагают больше, чем просто разрушение устоявшихся представлений. Они используют различные истории и сюжетные линии, которые не только развлекают миллионы телезрителей, но и помогают им различать альтернативные прочтения мировой политики и делиться турецким взглядом на историю и географию. Сериалы, созданные при поддержке турецкой радио- и телевизионной корпорации, создают беспрецедентно успешные исторические драмы, которые формируют геополитическое воображение.

Сериал “Эртугрул: Возрождение” знакомит Европу с исламом.

«Великолепный век», «Великолепный Век. Империя Кёсем», «Эртугрул», «Последний Император», «Однажды в Османской империи», «Осада Эль-Кута», «Султан моего сердца» и другие – это произведения, которые не только воссоздают былую славу Турции, но и формируют новые геополитические фантазии, а также увековечивают национальные нарративы для широкого зрителя.

Эти сериалы реконструируют исторические события, народы и географию таким образом, что это выглядит не похожим на традиционные интерпретации турецкой истории и геополитики. Например, в «Последнем императоре» показан спорный момент в Османской истории, рассказывающий нераспространённую на Западе версию истории Абдул-Хамида II. Сериал повествует о его борьбе за сохранение империи в течение десятилетий, несмотря на все виды империалистической интервенции с запада. Причём, несмотря на то, что сериал посвящен истории, послание для зрителей можно применить к современной обстановке.

Турецкие фильмы и сериалы сейчас пересекают самые отдалённые границы для того чтобы разрушать стереотипы о Востоке, создавать положительный имидж Турции, распространять новые истории и грандиозные постановки, созданные под вдохновением истории и географии этой чудесной страны.

Сериал о Султане Абдулхамиде возвращает турок во времена распада империи.

Картинки по запросу diriliş ertuğrul islam

Кадр из сериала “Воскресший Эртугрул” / Источник: halalop.com

Исламосфера

Комментарии