Тяжелая работа рыночного инспектора в исламском мире
Работа мухтасибов, рыночных инспекторов, в Средние века включала контроль за соблюдением правил гигиены, проверку качества продуктов и справедливой цены на них, а также предотвращение возможных махинаций.
Основными требованиями к мухтасибу были владение арифметикой и хорошее знание мер и весов. Фактически, арабское слово «мухтасиб» происходит от того же корня, что и «хисаб» «расчет, исчисление». Эти требования были ключевыми для выявления разных хитростей, которые придумывали жадные продавцы. Для облегчения работы таких инспекторов создавали специальные руководства. Некоторые из них сохранились до наших дней.
“Книга шарлатанов” – энциклопедия преступного мира на средневековом Востоке.
Одно из них «Нихайат ар-рутба фи талаб аль-хисба» (“Руководство рыночного инспектора”), созданное Абд ар-Рахманом ибн Насром аш-Шайзари в XII веке. Другая работа, которая имеет такое же название, написана Мухаммадом ибн Ахмадом ибн Бассамом аль-Мухтасибом ат-Тинниси, который, вероятно, жил примерно в XII-XIII веках и работал инспектором в Тиннисе (также известном как Теннис) – не существующем сейчас средневековом египетском городе, располагавшемся на острове на озере Манзала. Это был важный порт и центр торговли в Египте, здесь имелись процветающие базары, на которых насчитывалось более 2500 лавок.
Ибн Бассам, должно быть, был знаком с руководством аш-Шайзари, поскольку воспроизводит несколько отрывков из его работы. Однако он добавил в свое произведение некоторые детали, относящиеся к контексту Тинниса, включая имена исторических личностей, а также конкретные виды продуктов.
Его книга разделена на 114 глав, каждая из которых описывает наиболее распространенные виды мошенничества, специфичные для той или иной деятельности. Некоторые главы посвящены исключительно торговле определенными видами продуктов питания. Например, глава 3 – хлебобулочным изделиям, глава 12 – кондитерским изделиям, глава 13 – финикам, глава 14 – пахлаве, глава 15 – рыбе, глава 17 – готовым рыбным блюдам.
Масхарабозлик – искусство смеха.
Не случайно одна из первых глав посвящена пекарням. Ибн Бассам указывает, что если пекари занимаются мошенничеством, то значит, мошенничает весь рынок. В своем руководстве он приводит список уловок, используемых ими. Основные из них связаны с изменением рецептуры и смешиванием основного ингредиента (пшеничной муки) с другими видами муки (в частности, из нута, манной крупы или ячменя). Это не только подслащало хлеб, но и увеличивало его вес.
Однако это была не единственная проблема, связанная с торговлей хлебобулочными изделиями. Согласно руководству, проверка соблюдения гигиены также является приоритетом для инспекторов, поскольку некоторые пекари замешивают тесто локтями или даже ногами. Инспекторы должны закрывать заведения, если заметят такие нарушения. Сообщается, что у мясников и продавцов рыбы имеются схожие проблемы с гигиеной. Поэтому обязанностью инспекторов является требовать от владельцев лавок проведения тщательной уборки и мытья инструментов для разделки мяса и рыбы горячей водой с мылом.
Связь между исламским искусством и магией стала темой лекции в Италии.
Ибн Бассам сообщает и об уловках других продавцов, которые заменяют дорогие ингредиенты в готовых блюдах на дешевые. Например, выдают за мясные блюда, не содержащие мяса, или заменяют мед на патоку и сироп.
Труды Ибн Бассама дают представление о культуре питания того времени и тяжелой работе рыночных инспекторов. Она включала даже дегустацию продуктов и заключала в себе немалые риски, поскольку разные виды мошенничества можно было встретить на каждом углу!
Исламосфера
Источник:
Dr. Celeste Gianni «The Hard Work of a Market Inspector in Preventing Food Frauds at the Market of Tinnīs, Egypt»