У бесте Салахи Деде есть своя тайна

Салахи Деде, будучи закирбашем (человеком, который руководит радением дервишей и исполняет религиозные песни – илахи) и раис-и кыйам (человеком, который руководит одной из разновидностей радения – зикр-и кыйам) и владея техникой исполнения поминаний (зикр) разных тарикатов, сыграл роль моста, который донес эту древнюю традицию до наших дней, пишет сайт dunyabizim.com.


Абдуллах Салахаддин Демирташ родился 1912 г. в Стамбуле. Его отец Хусамеддин Эфенди, дервиш тариката ушшаки, служил офицером на флоте, но одновременно с этим был прославленным закирбаши, айин-ханом (человеком, который во время сема, сидя на возвышенном месте, исполняет особый вид бесте, который называется айин) и гирифтзеном (музыкантом, играющем на разновидности нея – гирифте). Мать Абдуллаха Салахаддина звали Шерифе Ханым, а ее сестра Шазимент Ханым играла на восточных музыкальных инструментах – кануне и уде.

Женщины-музыканты Османской империи.

Обучаться музыке Абдуллах начал, участвуя в репетициях отца и тети. С 1919 г. в течение шести лет каждую ночь они отправлялись в какое-нибудь текке. Он вспоминает: «С 7 лет я с отцом ходил из дергяха в дергях (обитель дервишей). По дороге он репетировал со мной илахи (религиозная песня) – обычно это было то, что он собирался исполнять в ту ночь. Во всех этих дергяхах мой отец руководил радением (зикр)».

Картинки по запросу salahi dede

Салахи Деде / Источник: nagmeiask.blogspot.com

Когда в 1925 г. дергяхи были запрещены, Салахаддин Демирташ уже не мог заниматься суфийской музыкой, но участвовал в собраниях, которые дервиши устраивали ради сохранения своей культуры и традиций.

В 1948 г. он стал работать в книжном магазине, а в 1956 г. совместно с друзьями основал издательство, специализирующееся на религиозной литературе Salah-Bilici Kitabevi. В 60-е годы они даже на некоторое время попали в тюрьму из-за того, что издали книгу на арабском языке.

В турецких начальных школах вводят уроки игры на кануне.

С 50-х годов Салахаддин Демирташ был муэдзином на намазах таравих в стамбульской мечети Сулеймание, а с 1956 г. стал исполнять айины и музыку – каждый четверг в дергяхе тариката рифаи в районе Касымпаша и каждый вторник в дергяхе тариката кадири в районе Топхане. По средам он посещал частные собрания, такие как проводившиеся в доме Экрема Хакки Айверди. С 1960 по 1978 г. Салахаддин Демирташ в качестве айин-хана принимал участие в радениях дервишей в Конье. С 1967 г. по приглашению Музаффера Озака по понедельникам выступал в здании Вакфа исследований турецкой суфийской музыки и фольклора.

Исполнять бесте (музыкальные композиции) он начал в 70-е годы, взял псевдоним Салахи Деде. Обладая редким голосом и являясь носителем древних традиций, он получил приглашение выступать на радио, но отказался, так как его жене это не понравилось. В 80-е годы ему пришлось сократить свои выступления, так как его нелегкая жизнь начала сказываться на его здоровье. Ему принадлежит такое высказывание: «Я никогда не исполнял бесте, желая исполнить бесте. Сначала я исполнял зикр, а на него накладывал бесте. Илахи, которое не основано на зикре, для меня не илахи. Основа – это зикр, все остальное возводится на нем, это то, что приходит в тот миг, приходит в том ритме, приходит от Него (от Аллаха). Т.е. от меня ничего не исходит».

Нусрат Фатех Али Хан: шахиншах каввали, сделавший исламскую музыку всемирно известной.

Умер Салахи Деде в 1997 г. Похоронен на кладбище в районе Ченгелькёй в Стамбуле.

Исламосфера

Комментарии