Умолкнет ли звук саранги в Пакистане?

Классический инструмент саранги, примечательный своим сходством с человеческим голосом, исчезает с пакистанской музыкальной сцены – за исключением нескольких музыкантов, посвятивших себя его сохранению, сообщает TRT World.


В Пакистане, стране, где более 60% населения моложе 30 лет, традиционным инструментам приходится конкурировать с бурно развивающимися современными музыкальными направлениями и поп-сценой.

Музыканты, играющие на саранги, говорят, что живут только за счет гонораров за выступления, которые часто намного меньше, чем те, которые платят гитаристам, пианистам или скрипачам.

Сара Заман, учитель классической музыки в Национальном совете искусств в Лахоре, говорит, что наряду с саранги вымирают и другие традиционные инструменты, такие как ситар, сантур и танпура.

Пакистанский этно-джаз в исполнении ансамбля “Сачал” из Лахора.

Artists say they struggle to survive on performance fees alone, often much smaller than those paid to modern guitarists, pianists or violinists.

Источник: AFP

По словам музыканта Зохайба Хасана, эти процессы трудно остановить, так как саранги трудно освоить, дорого ремонтировать, а исполнителю на них платят не так много. «Мы пытаемся сохранить инструмент живым, не обращая внимание на отсутствие материального вознаграждения», – рассказывает он. На протяжении семи поколений из его семьи выходили музыканты, играющие на саранги. Сам Зохайб Хасан пользуется большим уважением во всем Пакистане, регулярно появляясь на телевидении, радио и на частных вечеринках.

Хваджа Наджам-уль-Хасан, телевизионный режиссер, который создал архив ведущих музыкантов Пакистана, рассказывает, что расцвет саранги в индийской классической музыке пришелся на XVII век, времена правления Великих Моголов. А его упадок начался в 1980-х годах после смерти нескольких мастеров и классических певцов. «Этот инструмент был близок сердцам лучших всемирно известных классических певцов, как мужчин, так и женщин, но он начал исчезать после их смерти», – говорит Хваджа Наджам-уль-Хасан.

Устад Аллах Ракха, один из самых всемирно известных исполнителей на саранги Пакистана, выступал с оркестрами по всему миру. Он умер в 2015 году.

Девушка из Кашмира возрождает древний музыкальный жанр.

The sarangi's primary strings are made of goat gut while the seventeen sympathetic strings – a common feature on subcontinent folk instruments – are steel.

Источник: AFP

Саранги вырезают вручную из цельного ствола кедра, произрастающего в некоторых частях Пакистана, основные струны делают из козьей кишки, а семнадцать симпатических струн – из стали. Инструмент стоит около 625 долларов, и большинство материалов для его изготовления и запасные части привозятся из соседней Индии.

«Цены выросли, поскольку существует запрет на импорт из Индии», – говорит Мухаммад Тахир, владелец одной из двух ремонтных мастерских в Лахоре. Уже два месяца он занимается реставрацией одного старого саранги. По его словам, никто в Пакистане не производит специальные стальные струны для этого инструмента из-за отсутствия спроса.

«Нет восхищения исполнителями на саранги и теми немногими людьми, которые ремонтируют этот замечательный инструмент», – поведал Устад Зия-уд-Дин, владелец другой ремонтной мастерской в Лахоре, которая существует в том или ином виде практически уже 200 лет.

Молодой пакистанский певец совершает культурную революцию в бывшем оплоте талибов.

The instrument costs around $625 and most of its parts are imported from neighbouring India, where it remains a principal part of the canon.

Источник: AFP

Вместе с этим, некоторые музыканты делают попытки адаптировать саранги к современной музыкальной сцене. Они говорят, что получили многообещающие результаты.

«Мы изобрели новые способы игры, в том числе сделали саранги полуэлектрическим, чтобы улучшить звук во время выступлений с современными музыкальными инструментами», – рассказывает Хасан из музыкальной академии Лахора. Он несколько раз выступал с адаптированным инструментом и говорит, что встретил положительный прием.

14-летний музыкант Мохсин Муддасир – один из немногих студентов, который предпочитает не такие инструменты, как гитара, а саранги. «Я изучаю этот инструмент, потому что он играет со струнами моего сердца», – говорит он.

Суфийская музыка Кашмира сохранилась благодаря последнему мастеру.

Исламосфера

Комментарии