Уроки для современного общества от кочевого мусульманского племени

«Во время поездки в Эфиопию около трех лет назад я узнал о существовании системы передачи новостей африканского племени афар. Эта традиционная система, называемая дагу, удивила меня и заставила задуматься о нашей эпохе и надежности источников новостей», – пишет Серхат Оракчы.


Мы живем в эпоху моментальной передачи информации. Мы сталкиваемся с таким количеством новостей в течение дня, что даже не считаем нужным различать, какие из них правдивые, какие ложные, какие полезные, какие бесполезные.

Обилие информации заставляет нас ставить под сомнение достоверность даже важных новостей. Более или менее надежным критерием может быть имидж человека или организации, передающей их. Но и это может быть поставлено под сомнение, если речь идет о пропаганде.

5 интересных фактов о берберах.

Мы без сомнений пересылаем новости, попадающиеся нам на глаза. Если спустя какое-то время становится известно, что информация была неправильный, никто не испытывает стыда. Такая рассылка новостей очень популярна. Цель – получить «клики» и вставить рекламу, достоверность новостей при этом – второстепенная деталь.

Изображение

Источник: twitter.com

В исламских обществах источник и надежность сообщений всегда были очень важным вопросом. Уделялось внимание личным качествам, прошлому человека, который принес какую-то весть, из какого рода он происходит. Одним из лучших примеров этой традиции является передача хадисов. Чтобы хадис был признан достоверным, человек, передавший его, должен быть надежным со всех точек зрения. Если есть хоть малейшие сомнения в нем, то это бросает тень на достоверность хадиса.

Одним из современных сообществ, где эта традиция в определенной степени сохраняется, является афар. Это полукочевое племя проживает на территории, издавна известной под названия Абиссиния. Сейчас оно разбросано на территории трех стран – Эритреи, Эфиопии и Джибути. В X в. афар были обращены в ислам арабскими купцами и являются суннитами. Благодаря разработанной этим племенем системе дагу, в достоверности передаваемых из уст в уста новостей можно не сомневаться.

Шахсевены: забытые страницы истории одного народа.

Система дагу работает следующим образом. Два встретившихся человека, в первую очередь, приветствуют друг друга. Сначала называет себя старший, потом – младший. После того, как они поговорят друг с другом, один задает вопрос: «Что слышали твои уши, что видели твои глаза?». Т.е. спрашивает, есть ли у другого дагу. Если есть какие-то важные новости, которые могут считаться дагу, второй сообщает их. Дагу может быть вестью о браке, чьей-то смерти, конфликте, войне, воровстве, стихийном бедствии и т.д. Поделившись друг с другом дагу, путники продолжают свой путь. В тех селениях, куда они прибывают, они делятся дагу сначала со старейшинами и другими влиятельными людьми, а потом и со всеми другими.

Изображение

Источник: twitter.com

Самый важный элемент в передаче дагу – это взаимное доверие сторон, потому что передача дагу, источник которого ненадежный, считается преступлением. Люди, распространяющие ложные дагу, даже подвергаются наказанию. Если член племени был обвинен в распространении такого сообщения, то и он, и его близкие родственники лишаются уважения. Наказание, наложенное на кого-то за ложную дагу записывается и никогда не забывается. Поэтому распространение недостоверных сообщений почти невозможно. В системе дагу существует полный механизм социального контроля.

Кашкайцы – тюрки-кочевники Ирана.

Когда я вижу явно сфабрикованные, манипулятивные, клеветнические новости в СМИ, то вспоминаю дагу. Одна из проблем, на которую мы, мусульмане, должны обратить внимание, заключается в том, чтобы источник полученных и распространяемых новостей был надежным. Однако мы потеряли чувствительность в этом отношении. В наше время важна быстрая передача новостей, а не надежная. Вот почему наши мозги напоминают свалку ничем не подтверждаемой информации.

Изображение

Источник: twitter.com

Исламосфера

Комментарии