Усыпляющие ритмы индонезийского гамелана
В Уэслианском университете в штате Коннектикут (США) проходит выставка, посвященная индонезийскому гамелану – традиционному оркестру острова Явы и Малайского архипелага, сообщает Wesleyan Аrgus. Выставку посетила индонезийская община Мидлтауна и королевский двор из Индонезии.
Профессор музыки Сумарсам, который посвятил своей профессии четыре десятилетия, два года готовился, чтобы достойно принять королевский двор Джокьякарты, в том числе танцоров и музыкантов, которые приехали специально для посещения выставки. Облаченные в традиционные одежды, студенты университета выступали вместе с музыкантами королевского двора перед султаном Джокьякарты Хаменгкубувоно Х .
Помимо музыкантов на мероприятии выступали королевские танцоры. С помощью одного лишь танца, декоративной маски и костюма они демонстрировали публике традиционные исламские сюжеты. Танцы носили повествовательный характер, так что это действие было одновременно и танцем, и театром. В рамках выставки гамелана прошел симпозиум, на котором посетители смогли больше узнать о костюмах музыкантов и танцоров.
Сама выставка представила различные виды традиционных музыкальных инструментов, которые используют в гамелане.
В Уэслианском университете, который находится в городе Мидлтаун, студентов обучают гамелану с 1984 года. Курс разделен на два уровня – начальный и продвинутый. Обычно репетиции длятся четыре часа в неделю. Эти курсы, равно как и проводимая выставка – это окно в индонезийскую культуру, хотя за два часа представления трудно передать все богатство и глубину традиций.
«Это сложно сделать потому, что гамелан долгое время испытывал влияние со стороны сразу двух религий – индуизма и ислама, которые были распространены на острове Ява в разные периоды. Нужно смотреть на культуру гамелана и кукольного театра через перспективу истории», – рассказывает профессор музыки Сумарсам.
Гамелан изначально имел индуистско-буддийские корни, появившись на острове задолго до проникновения ислама на Яву. Однако с распространением исламского вероучения в 15-м столетии, гамелан не только не исчез как культурная традиция, но даже получил новый импульс для развития. Этому способствовало то, что ударные инструменты, которые в основном используются в гамелане, не противоречат основным исламским хадисам. Кроме того, сыграло свою роль то, что в данном регионе распространился суфизм, в котором музыка и танец являются частью ритуала постижения Всевышнего. А вот остров Бали оставался индуистским, поэтому на Яве и Бали традиции гамелана различаются. На острове Ява гамелан более медленный, располагающий к медитации и размышлениям, а на Бали более динамичный.
Стиль музыки гамелана западному человеку понять не так просто. Кажущаяся хаотичность на самом деле имеет сложную структуру и тайминг. К этой музыке нужно привыкать. Здесь вместо нот используются цифры, а главная особенность заключается в импровизации.
«Гамелан можно сравнить с календарем. В календаре дни идут друг за другом, и сезоны повторяются. С гамеланом точно так же: музыка повторяется в определенной последовательности», – комментирует Сумарсам.
Гамелан является неотъемлемой частью индонезийской культуры. Хотя его популярность заметно снизилась под влиянием поп-музыки, но в Индонезии по-прежнему говорят, что без удара гонга (без гамелана) нельзя считать мероприятие начавшимся. Гамелан сопровождает не только традиционные праздники, но и официальные мероприятия.
Исламосфера