Узбекская художница переосмысливает традиционное наследие

Диляра Каипова сочетает, казалось бы, несовместимое – икат и поп-культуру, создавая традиционные узбекские халаты с изображениями инопланетян, Микки Мауса, «Криком» Эдварда Мунка и других подобных мотивов. Как ни странно, получается очень органично, пишет Surface Design.


Узбекская художница Диляра Каипова живет в Ташкенте, где и родилась в 1967 году. Ее творчество находится на грани народных ремесленных традиций и современности. Она переосмысливает традиционный узбекский текстиль, стремясь сделать его более актуальным с учетом нынешних социокультурных и экологических проблем региона и его современной истории.

Источник: voicesoncentralasia.org

Все ее ткани изготавливаются в Маргилане с использованием древней технологий икат в текстильных мастерских, которые чаще всего являются небольшими семейными предприятиями. Практически весь производственный цикл – ручной. Диляра создает эскизы, а мастера стараются изготовить в соответствии с ними ткань. Художница считает многие свои проекты экспериментальными и знает, что конечный результат всегда непредсказуем. Некоторые рисунки на ткани не могут быть созданы в принципе, как бы мастера иката ни старались. Но Диляра оплачивает всю работу, включая множество неудачных экспериментов. Она также использует старинные ткани и вышивки – местные ткани советского периода и «наивные» домашние вышивки.

Источник: voicesoncentralasia.org

Почему «Крик» и супергерои?  Диляры стремилась органично вписать в орнамент иката распространенные модные логотипы и символы поп-культуры, смешав несовместимые визуальные традиции. Она выбирает самые узнаваемые из них. Эти изображения не только отличаются по стилю от узбекских национальных узоров, они принадлежат культурам, очень далеким друг от друга. Можно сказать, что они с разных планет – Узбекистана, Америки или Европы. И, конечно же, распространение и смешение этих визуальных традиций является продуктом глобализации.

Диляра Каипова, Инопланетане, текстиль, 2018-Editar (alt res dig) - Surface Design Association Surface Design Association

Источник: surfacedesign.org

В ответ на критику художница говорит: «Я искренне верю, что традиционное народное искусство Узбекистана, имеющее множество видов, не является застывшим или каноническим, это живой организм, который развивается по своим законам. Мы не можем влиять на него, сохранять или защищать, не можем его контролировать. Мы любим говорить о «сохранении традиций» или о «чистоте традиций», что, на мой взгляд, абсурдно. Я всегда стараюсь добавить иронии в свою работу, мне кажется, что так легче донести до людей некоторые важные темы».

Источник: voicesoncentralasia.org

Иногда Диляра находит совершенно неожиданные параллели. В конце 2017 г. она изготовила ткань «Опасность поет». На ней легко можно опознать знак «Радиоактивное излучение» черный круг с расходящимися от него радиоволнами в виде трёхконечной звезды на желтом фоне. Но этот символ, совпадающий с известным нам знаком даже по цвету, Диляра увидела на старой традиционной вышивке, а затем на фотографии со старинными вышивками. Она была удивлена, как он похож на современный знак.

Источник: voicesoncentralasia.org

Текстильные работы Диляры Каиповой впервые были показаны в Ташкенте в 2016 году и с тех пор демонстрируются на выставках в Кыргызстане, России, Грузии и ОАЭ.

TEXTILE TRADITIONS RE-IMAGINED | Sapar Contemporary

Источник: saparcontemporary.viewingrooms.com

Исламосфера

Комментарии