В Бангладеш мусульманские лидеры выступили против бенгальского нового года

Ежегодно с 1989 года в Бангладеш проходит традиционное праздничное шествие, приуроченное к бенгальскому Новому году. Первоначально светский праздник под названием Мангал Шобхаятра (в переводе с бенгальского “Год благоденствия”), который еще празднуется как ритуал изгнания зла, приобрел множество индуистских элементов, что возмутило ряд представителей мусульманской общественности, ведь в этом празднике принимают активное участие их единоверцы.


Празднование Мангал Шобхаятры призвано бороться с религиозным фанатизмом и объединить людей разных национальностей и вероисповедания. Оно представляет собой массовое праздничное шествие людей в масках различных зверей в сопровождении музыки и танцев. Сам праздник возник в 1989 году по инициативе студентов и преподавателей факультета искусств при Университете Дхака.

В 1980-е годы страна страдала от правления Хусейна Мухаммада Эршада. Последствия его правления долгое время удручали народ. Чтобы помочь общественности как-то справиться с этим унынием, был организован праздник, вселяющий радость и надежды на лучшее будущее. Его приурочили к бенгальскому новому году как символическому началу новой жизни. Девизом праздничного процесса является фраза: «Множество огней во тьме сердец».

Однако исламская группа преподавателей медресе Хефазат-е Эслам выступила против этого праздника, назвав его запретным (харам) и отнеся к «немусульманской культуре». Лидер этой группы охарактеризовал Магал Шобхаятру как мероприятие, где мужчины и женщины собираются вместе, неприлично одеваются, танцуют друг с другом. По его мнению, это мероприятие представляет собой «индуистский ритуал, навязанный мусульманам государством».

По мнению вице-президента Хефазат-э Эслам Джунайда Аль-Хабиба, все частные религиозные школы (каоми мадраса) должны бороться с этим явлением и даже выйти на улицы в знак протеста, если возникнет такая необходимость.

Заявления Джунайда Аль-Хабиба вызвали неоднозначную реакцию среди общественности и пока не нашли широкой поддержки, поскольку в 2014 году праздник был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, считается объединяющим народы и поддерживающим традиции, а государство Бангладеш признано светским, поэтому религиозные диспуты вокруг праздника считаются в правительстве неуместными.

Вместе с тем, эта проблема не является присущей лишь для Бангладеш, потому что во многих других мусульманских странах сохраняется традиция празднования Нового года в соответствии с доисламскими верованиями этих народов, однако адаптированная под стандарты мусульманской культуры и лишенная своего изначального религиозного значения, например, Навруз у иранских и тюркских народов, китайский Новый год у мусульманского народа хуэй.

Вместе с тем, сам факт доисламского происхождения этих праздников и наличие в них элементов, противоречащих нормам исламской религии, всегда будет ставить под вопрос допустимость их празднования верующими мусульманами, потому что в Исламе официально признаются только два главных праздника (Ид) – Праздник Жертвоприношения (Ид аль-Адха) и Праздник Разговения (Ид аль-Фитр).

Исламосфера

Комментарии