В гостях у мусульман Гондураса

Мечеть на севере Гондураса привлекает мусульман со всей страны. В ее стенах светло-голубого цвета будто бы отражаются небеса. Здесь проявляются лучшие исламские качества – равенство, братство и любовь.


Гондурас является страной церквей. Здесь находятся католический собор Святой Розы, кафедральный собор Сан-Педро-Сула, а также огромное количество церквей. Кресты свисают с людских шей, зеркал заднего вида и украшают гробницы кладбищ по всей стране. Христианство, будь то католицизм или протестантизм, доминирует в этом регионе.

Но здесь же, во втором по величине городе страны Сан-Педро-Сула, располагается и совершенно другое религиозное святилище. Здание святилища, наполовину скрытое за пальмами, не так-то просто увидеть с первого взгляда. Впрочем, покрытые золотом купола, направленные вверх и увенчанные полумесяцами, безошибочно указывают на то, что это за здание. На это же указывает тихий призыв к молитве, который вы можете услышать днем в пятницу. Добро пожаловать в единственную мечеть в Сан-Педро-Сула, а также одну из двух мечетей, которые имеются на весь Гондурас.

Владельцы фабрик родом из Пакистана, гондурасские военные генералы, принявшие ислам, и кубинские фланеры – это лишь некоторая часть людей, которая посещает пятничные молитвы. По оценкам имама мечети по имени Мохаммед, в Гондурасе около 1500 мусульман, хотя по некоторым исследованиям их количество достигает 11 тысяч. Мечеть Сан-Педро-Сулы еженедельно посещают около 30 человек.

Iman Mohammed, who was born in Pakistan, poses for a portrait after Friday prayers.

Имам мечети Мухаммад из Пакистана

Рыбак Арнальдо Эрнандес – представитель народа гарифуна, живет в трех часах езды, в прибрежном городе Ла-Сейба, откуда каждую пятницу ездит сюда на коллективную молитву. Он перешел в ислам из христианства 26 лет назад.

Эрнандес является одним из старейших членов общины: он уже был мусульманином еще до того, как появилась мечеть. «Мы молились в комнате, находившейся рядом с больницей», – рассказал он после пятничного намаза. В неисламских странах для мусульман является вполне обычным делом молиться во временных местах, так как отсутствуют мечети. В городах по всей Италии мусульмане молятся на складах и в супермаркетах; в Гонконге мусульман можно увидеть молящимися в бывшей мастерской по ремонту автомобилей.

Arnaldo Hernandez stands in the doorway of the mosque.

Анрнальдо Эрнандез, рыбак народности гарифуна

Латинская Америка имеет самое большое арабское население за пределами арабского мира. На протяжении многих лет Гондурас являлся единственной латиноамериканской страной, в которой не было мечети, и это несмотря на то, что 25% населения Сан-Педро-Сулы – по происхождению арабы. Теперь же их две: одна в Сан-Педро-Сула, а другая поменьше в столице Гондураса Тегусигальпе.

«Проникновение ислама в Гондурас связано с волнами арабской иммиграции», – объясняет Родольфо Пастор Фаскель, историк из музея антропологии и истории Сан-Педро-Сула.

«В 1870 году с англичанами был подписан национальный железнодорожный пакт», – сказал Фаскель, проводя экскурсию по музею. «Это было большое фиаско, так как железную дорогу так и не удалось проложить через горы, но она соединила Сан-Педро-Сулу с береговой линией. И поскольку город стал внутренним портом, торговля с внешним миром приобрела особое значение. «Сюда приходили товары, а также приезжали иммигранты из Европы, Северной Америки и все чаще из Ближнего Востока. Арабская миграция проходила в три этапа: с 1895 по 1915 годы, когда Османская империя переживала череду кризисов; с 1925 по 1940 год после Первой мировой войны; в 1950-1970-е годы, после того, как стало легче получить визы.

Первые две волны миграции в основном состояли из арабов-христиан. По имеющимся данным, только 15%  иммигрантов были мусульманами. На рубеже XIX-XX веков большинство мигрантов прибыли в Гондурас из Османской империи, за что получили прозвище «туркос». Эта неправильное обозначение сохраняется и поныне. После 1925 года много арабских иммигрантов прибыло из Палестины, особенно из окрестностей Вифлеема. Они были хорошо образованы, знали несколько языков и имели прочные социальные и деловые связи, благодаря которым их община в скором времени стала процветать. Несмотря на то, что она составляла лишь 3% населения Гондураса, арабская община заняла доминирующее положение в деловой, политической и экономической сфере.

The prayers are spoken in a mix of Arabic and Spanish to serve the mosque's diverse population of worshippers.

Хотя сегодня арабское население хорошо интегрировано в гондурасское общество, многие гондурасцы рассматривают «лос туркос» как олигархов, владеющих землей. Помимо этого, на их имидж оказывает негативное влияние наличие загородного клуба Club Hondureño Arabe, расположенного в роскошном районе Сан-Педро-Сулы, вступительный взнос в который составляет 8 тысяч долларов при среднемесячной зарплате в Гондурасе менее 300 долларов. В клубе, основанном как культурное пространство арабской общины, проводятся роскошные, дорогие торжества, что вызывает естественное недовольство коренных гондурасцев. Кроме того, долгое время члены клуба должны были иметь арабское происхождение, но в 1994 году клуб смягчил свои правила, позволив стать членом клуба любому человеку, способному платить членские взносы.

Но даже в арабском сообществе Гондураса есть глубоко укоренившиеся предубеждения и напряженность в отношении мусульман. На вопрос, считает ли арабская община, что сирийским беженцам должно быть предоставлено убежище в Гондурасе, один сотрудник клуба воскликнул: «Нет, слава Богу!»

Imam Mohammed leads Friday prayers at the mosque in San Pedro Sula.

Конституция Гондураса защищает свободу вероисповедания, хотя правительство официально признает только римско-католическую церковь. Все остальные религиозные группы относятся к категории религиозных объединений и имеют меньше прав и привилегий. Несмотря на разницу в правах и в целом высокий уровень преступности в стране, насилие на религиозной почве и дискриминация не распространены. «У нас никогда не было проблем с расизмом», – говорит Мухаммед, временный имам мечети, родившийся в Пакистане.

Мухаммед пригласил нас принять участие в молитве, которую он провел на двух языках: испанском и арабском. Мечеть украшена также как любая другая мечеть: зеленые ковры, золотистые коранические аяты. Внутри прохладно. В течение следующего часа мужчины медленно просачивались в комнату и совершали молитву. Несколько пожилых людей с опухшими лодыжками сидели на пластиковых табуретках.

Men filter into the mosque in San Pedro Sula for Friday prayers, which are led in Arabic and Spanish.

«Я начал изучать ислам самостоятельно, и постепенно встал на путь Аллаха», – рассказал полковник Орландо Айалла Ханьйос. Воспитанный в католичестве полковник провел последние девять лет своей жизни, еженедельно приезжая в мечеть из своего дома в Тегусигальпе. «Я всегда был счастлив, но приняв ислам, стал еще более счастливым. Вы можете называть меня Саиф», – добавил он, указывая на свое исламское имя.

Возможно, из-за того, что община довольно мала, среди верующих есть настоящее чувство товарищества. После молитвы они смеются и шутят возле мечети. Еженедельно устраиваются ужины, которые организует господин Юсуф, пакистанский мусульманин, владеющий несколькими фабриками и являющийся одним из богатейших людей страны. Каждый вносит свой вклад в содержание мечети – после молитвы по рукам передается ящик для милостыни. В этой карибской мечети небесно-голубого цвета словно светятся лучшие качества ислама – равенство, братство и, конечно, любовь.

«Между расой и цветом кожи нет никакого различия. Мы все братья – это основа ислама», – заявил гарифунский рыбак Эрнандес. «Это настоящее благословение – быть членом такого общества».

Сара Сули / atlasobscura.com

Комментарии