В Индии возрождаются музыкальные формы времен Великих Моголов

Исторически махфиль – это вечер придворной развлекательной поэзии или концерт классической музыки и танцев, который проводился для небольшой аудитории в Индии во времена Моголов.


Само это название происходит от арабского слова махфиль «сбор для развлечения или восхваления кого-то». Обычно махфили проходили в домах или дворцах мусульманских королевских семейств или знати, которые выступали покровителями артистов. Такие частные концерты были неотъемлемой частью мусульманской общины Хайдарабада. Даже сейчас, проживая в других странах, выходцы из этого города стремятся сохранять эту традицию. Существовали такие разновидности махфилей, как махфиль-э-наат (собрание, на котором читают стихи, восхваляющие Посланника Аллаха), махфиль-э-сама (собрания, на которых выступают исполнители суфийской музыки – каввали, произносят поминания Аллаха, читают Коран и т.п.), махфил-э-мушайра (вечера поэзии урду, на которых читают газели).

В XX в., когда получили популярность выступления артистов со сцены с профессиональными звукоусилителями, культура махфилей пришла в упадок. После 70-х годов она сохранилась только в редких местах, поддерживаемая в основном увлеченными музыкантами и некоторыми меценатами. Но в последние годы стараниями энтузиастов она становится все более популярной. Помимо индийской классики, это явление распространилось также на западную классическую музыку. Теперь уже не только богатые меценаты приглашают артистов выступать у себя дома, но и музыканты, поэты и любители искусства стремятся поддержать эту форму.

Суфийский музыкальный фестиваль в Индии призывает к любви и вохваляет смешение культур.

Один из энтузиастов этой традиции – художник из Мумбаи Дилип Рананде, который проводит махфили у себя дома. «На частных махфилях артисты выступают без микрофонов, что позволяет зрителям эмоционально относиться к исполнителю»,- говорит он. Художник приглашает в качестве зрителей деятелей искусств из разных направлений, а также студентов-искусствоведов, ранее не знакомых с классической музыкой. «Я хочу создать среду для междисциплинарных дискуссий между музыкой и другими формами искусства через такие интимные махфили», – заявляет Дилип Рананде.

«Я устраиваю каждый месяц махфил-э-мушайра у себя дома уже более двух десятилетий, но за последние несколько лет число людей, которые приходят сюда, увеличилось», – говорит Садик Ризви, поэт из Мумбаи, пишущий на урду. Его мушайры открыты для всех. В конце каждого такого собрания объявляется тема и схема рифмы для следующего, и поэты – как любители, так и профессионалы, желающие принять в нем участие, готовят стихи.

«Сегодня у людей нет времени посещать официальные концерты, и они предпочитают приглашать музыкантов домой», – говорит Арвинд Ваканкар, исполнитель классической индийской музыки, выступающий на махфилях. Он сознательно стремится продвигать эту вековую традицию частных домашних концертов. Хотя он, как и другие музыканты, получает плату за свои выступления, для него главное – популяризация этой формы, а не деньги. Его поддерживают и другие исполнители, которые считают, что классический концерт требует взаимных уступок между артистами и публикой, и домашние махфили лучше всего способствуют этому.

Нусрат Фатех Али Хан: шахиншах каввали, сделавший исламскую музыку всемирно известной.

manganiyar music session

Источник: indianspectator.com

Исламосфера

Комментарии