В Турции спорят о том, был ли султан Мехмед Фатих мусульманином

Журналист газеты «Йени Акит» Явуз Бахадыроглу обратился к профессору Джелалю Шенгёру, вновь поднявшему одну из дискуссионных проблем турецкой истории – во что верил Мехмед II Фатих? Профессор Джелаль Шенгёр заявил в одной из телепередач, что османский султан Мехмед Фатих, прославившийся как завоеватель Константинополя, не был мусульманином, сославшись на его слова «Я не верю в то, что говорил Мухаммад», которые приводил его собственный сын Баязид II.


Как сообщает турецкий сайт Odatv.com, автор проправительственной газеты «Йени Акит» Явуз Бахадыроглу в своей колонке дал ему достаточно резкий ответ: «Теперь пусть меня послушает и профессор геологии, член Национальной академии наук США, назвавший Фатиха Султана Мехмеда христианоном».

«Учителя Фатиха были исключительными людьми не только в вопросах науки и духовного знания (ирфан), но и в нравственном отношении. Каждый из них был тщательно отобран перед тем, как привести их во дворец. Фатих прошел через их школу».

Бахадыроглу сказал, что после завоевания Константинополя Фатих первым делом превратил Айя-Софию в мечеть, провел там пятничную молитву и лично возглавил ее в качестве имама. «Может ли быть христианином мусульманин, обладавший таким уровнем мусульманского сознания? Называть Фатиха христианином означает назвать христианами его родителей и учителей».

Публицист также сослался на работу историка Халиля Иналджыка, который писал, что Фатих Султан Мехмед вел переписку с папой римским Пием II. Лидер католиков заявил Фатиху, что признает его в качестве императора Рима, если тот станет христианином, однако султан оставил это письмо без ответа, не придав этому никакого значения.

Бахадыроглу продолжил: «Мать Фатиха Хюма Хатун обладала столь глубокой приверженностью ислама, что и шагу не ступала без омовения… О его отце и вовсе известно, что он торопился с завоеванием Костантинополя и говорил: «Однажды он обязательно будет завоеван», оставив свой трону 12-летнему сыну, чтобы тот осуществил предсказанное нашим Благородным Пророком».

Некоторые авторы истолковывали терпимость Фатиха по отношению к представителям других конфессий как указание на его слабую приверженность к религии, однако Бахадыроглу сказал, что эта веротерпимость является всецело мусульманской и коренится в самом Священном Коране.

Этот спор возник не на пустом месте. Известно, что Мехмед Фатих попросил константинопольского патриарха Геннадия перевести двадцать фрагментов из Евангелия, после прочтения которых стал испытывать сомнения в мусульманской вере и даже склоняться в своих убеждениях к христианству. Некоторые турецкие авторы, опиравшиеся на сообщения венецианских дипломатов того времени, в частности, Франческо Суриано, даже писали о том, что он с детства знал наизусть слова молитвы «Отче наш», которым его могла обучить его мать, православная славянка или гречанка, а также хранил какие-то христианские реликвии и иконы в особой тайной комнате.

Еще больше вопросов вызывает тот факт, что в период правления Мехмеда в основу законодательства было положено не шариатского право, а прежние византийские законы и обычное право христианского населения. Известно, что он приобрел в подарок своей мачехе целый монастырь в Фессалониках. И уже совсем странной кажется совершенно не вяжущаяся  с исламом процедура мумификации тела (по-османски «тахнит»), которую прошли почти все османские султаны от Османа Гази до Сулеймана Кануни.

Образцы мумифицированных тел представителей османской аристократии в музее турецкого города Амасья / Источник фото: haber3.com

Более того, многие высшие сановники в окружении султана, включая главного визиря, были представителями старых византийских аристократических фамилий, часть которых, несомненно, являлась криптохристианами. Считается, что именно своему секретарю-христианину он и сказал, что не верит словам Пророка Мухаммада (САВ). Об этого говорил его сын Баязид, называвший своего отца деспотом и утверждавший, что тот не верил в пророка Мухаммада (САВ).

В турецкой традиции Мехмеда Фатиха до сих пор называют «Дженнет-мекян Фатих», указывая на уготованное для него в раю место и ссылаясь на известные слова Пророка (САВ): «Константинополь непременно будет завоёван, и как же прекрасен тот предводитель, который завоюет его, и как же прекрасно то войско, что завоюет его!», приведенные во многих авторитетных суннитских сборниках хадисов, хотя достоверность самого хадиса и вызывала сомнения у некоторых исламских ученых.

Например, некоторые ученые-хадисоведы отмечают, что в других преданиях конкретизируется, что завоевавшее Константинополь войско будет состоять из арабов, а само событие должно состояться во время так называемого Конца времен (Ахир аз-Заман) перед появлением Даджаля.

Исламосфера

Комментарии