Вали Сонго – девять святых Индонезии

Вали Сонго – это девять святых, благодаря которым ислам распространился в Индонезии. Они пользуются глубоким почитанием, особенно на острове Ява.


Члены группы, которую называли Вали Сонго (Вали Санга), были социальными реформаторами своего времени. Их влияние ощущалось в различных сферах жизни – от здравоохранения, сельского хозяйства, торговли, культуры, искусства до политики. Следует иметь в виду, что термин «Вали Сонго» был создан историками задним числом, и поэтому не было никакой официальной «группы девяти», членство в которой можно было бы получить. Это словосочетание происходит от арабского слова «вали» – «святой» и «сонго» – «девять».

По отношению к Вали Сонго применялся титул «сунан». Это сокращенная версия титула «сусухунан», обозначающего уважаемое лицо. Большинство Вали также называли «Раден» при жизни, так как они были членами королевских домов.

Индонезия предлагает мягкий ислам под брендом Нусантары.

Хотя легенды иногда называют Вали Сонго святыми, принесшими ислам на Яву, эта религия уже существовала в регионе и до них. Например, известно, что среди жителей острова были мусульмане во время его посещения китайским мусульманским адмиралом Чжэн Хэ в ходе его первого морского похода (1405-1407 гг.). Также, по мнению некоторых исследователей, многие из самых ранних Вали Сонго имели китайское происхождение. Эта теория была впервые опубликована в книге «Крах Яванского индуистского царства» (1968), в которой утверждается, что Вали Сонго являются потомками китайских мусульман.

Wali Sanga: Kisah Para Penyebar Islam Di Jawa | Shopee Indonesia

Сити Аниса. “Вали Санга. История распространителей ислама на Яве” / Источник: shopee.co.id

Существует своя версия, почему число святых составило девять. Согласно некоторым исследователям, источником концепции Вали Сонго является суфийская космогония, согласно которой в мире всегда существует десять святых людей, имеющих свою иерархию. Она описывается, в частности, в «Мекканских откровениях» Ибн Араби:

1) Вали Актаб или Вали Кутуб: святой, возглавляющий иерархию. На нем держится вера.

2) Вали Аимма: помощник Вали Актаба, заменяет его в случае его смерти.

3) Вали Аутад: стражи-хранители четырех сторон света.

4) Вали Абдал: стражи-хранители семи климатов (географических поясов).

5) Вали Нукаба: хранители законов шариата.

6) Вали Нуджаба: оказывают помощь людям, их всегда восемь.

7) Хаварийюн: хранители религиозной истины, защищающие ее как с помощью аргументов, так и силой оружия.

8) Вали Раджабийюн: хранители, чьи чудеса проявляются в месяц Раджаб.

9) Вали Хатам: хранители, которые управляют землями мусульман.

Мусульманская молодежь Индонезии находит новых героев среди Инстаграм-проповедников.

Могилы Вали Сонго почитаются как места зиярата или местного паломничества на Яве. На яванском языке они называются «пандхен».

Состав девяти святых варьируется в различных источниках. Наиболее распространенным является следующий:

Сунан Гесик. Его звали Мауляна Малик Ибрахим. Родился в первой половине XIV в. Его происхождение неясно, хотя известно, что он не был уроженцем Явы. Согласно преданиям, происходил из рода сеидов. Благодаря его усилиям, жители этого острова, которые в своем большинстве исповедовали индуизм или буддизм, начали обращаться в ислам. Кроме того, он занимался врачеванием и учил местных жителей более эффектным способам ведения сельского хозяйства. Передается, что он женился на дочери местного короля.

Могила Малика Ибрахима (ок. 1900 г.) / Источник: en.wikipedia.org

Сунан Ампель (1401-1481): Его настоящее имя Раден Рахмат. Он был сыном Мауляны Малика Ибрахима. Сунану Ампелю приписывается строительство в 1479 г. мечети Агунг Демак – старейшего мусульманского храма Индонезии.

12 Potret Masjid Agung Demak, Jadi yang Tertua di Indonesia

Масджид Агунг Демак / Источник: popbela.com

Сунан Бонанг (1465-1525). Его звали Раден Мауляна Макдум Ибрахим, он был сыном Сунана Ампеля. Сунан Бонанг в качестве средства привлечения яванцев к исламу избрал музыку. Он переработал на исламский манер традиционные яванские песни, которые до этого находились под сильным влиянием индуисткой философии.

Сунан Драджат (род. 1470). Сын Сунана Ампеля. Как и его брат Сунан Бонанг, был музыкантом и привлекал сердца к исламу через песни.

Berkas:Makam Sunan Drajat Lamongan.jpg

Гробница Сунана Драджата / Источник: id.wikipedia.org

Сунан Кудус (ум. 1550). Его звали Джафар Садик. Внук Сунана Ампеля. Он построил Менара Кудус – мечеть в городе Кудус, считающуюся одной из старейших в Индонезии. Был военачальником в Султанате Демак – первом исламском государстве на Яве.

Сунан Гири (род. 1442). Его звали Мухаммад Айнуль Якин. Сын Мауляны Исхака – брата Мауляны Малика Ибрахима. Основал медресе Деса Сидомукти в городе Гресик в Восточной Яве. Это было не просто учебное заведение, но и центр, где проводились разные общественные мероприятия. В Империи Маджапахит он имел не только религиозное, но и политическое влияние. Сунан Гири распространил ислам на островах Сулавеси и Малуку.

Berkas:Komplek pemakaman Sunan Giri.jpg

Гробница Сунана Гири / Источник: id.wikipedia.org

Сунан Калиджага (1460-1513). Его звали Раден Мас Саид. Был учеником Сунана Бонанга. Согласно легендам, Сунан Калиджага в молодости любил азартные игры. После одного проигрыша он решил заняться грабежом. Человеком, которого он решил ограбить, оказался Сунан Бонанг, который привел его в ислам и сделал своим учеником. Сунан Калиджага построил мечеть Агунг Чиребон. Сунан Калиджага проявлял терпимость к местным традициям, он также предпочитал проповедовать ислам через искусство.

Сунан Мурья. Сын Сунана Калиджаги и Деви Соеджина (сестры Сунана Гири). Согласно легендам, его отличала близость к простым людям. Он осуществлял призыв к исламу в сельских районах и в отдаленной местности, также обучая людей сельскому хозяйству, рыболовству и т.п. Похоронен на горе Мурия – дремлющем вулкане на северном побережье Явы. Поэтому эту гору часто называют его именем.

Песантрен: традиционные исламские школы-интернаты Индонезии.

Сунан Гунунгджати (1448-1568). Его звали Шариф Хидаятуллах. Единственный из Вали Сонго, который был султаном – он правил султанатами Бантен и Чиребон. По отцовской линии он происходил от хашимитов, будучи, таким образом, обладателем духовной власти. А по линии матери происходил из королевского рода Явы. Передают, что Сунан Гунунгджати 14 лет провел в путешествиях по исламскому миру, учился у суфийских наставников в Египте, посетил Мекку и Медину. Распространил ислам на северном побережье Явы. Сообщается, что он был посвящен в несколько суфийских тарикатов.

Гробница Сунана Гунунгджати / Источник: en.wikipedia.org

Исламосфера

Комментарии