Валиахмет Садур – один из первых мусульманских интеллектуалов постсоветской России

Американский ученый палестинского происхождения Эдвард Саид в своем труде «Ориентализм» отмечал, что ориентализм является целостной системой взглядов, целью которой является не беспристрастное изучение Востока западным миром, а легитимация господства Запада над Востоком, в том числе над Исламом. В такой ситуации особую значимость приобретает работа мусульманских ученых по объективному исследованию исламской истории и культуры. Одним из таких мусульманских исследователей, который посвятил жизнь изучению исламского наследия, был Валиахмет Садур.


Валиахмет (Владимир) Садур родился в Новосибирске в 1939 году. Окончил московский Институт восточных языков по специальности «индонезийский язык». После окончания учебы работал в Индонезии. В 1966 г. вернулся на родину, где ему предложили занять должность посла в Индонезии. Но по идеологическим мотивам Садур от предложения отказался: для занятия должности ему нужно было вступить в коммунистическую партию, что для него было неприемлемо.

Дипломатической карьере он предпочел научную. Сначала Валиахмет Садур поступил в аспирантуру Института Востоковедения АН СССР, затем работал в Институте научной информации по общественным наукам АН СССР, после чего – в отделе фольклора Института мировой литературы. Он углубленно занимался проблемами языкознания, посвятив этому большое количество трудов.

Исмаил Гаспринский – выдающийся учитель тюрко-мусульманского мира.

Садур с юности испытывал огромный интерес к языкам. Помимо индонезийского, малайского, русского и родного татарского, он также знал башкирский, чувашский, казахский, киргизский, узбекский, турецкий, английский, греческий, датский, испанский, итальянский, немецкий, португальский, французский, польский, чешский и другие языки. В общей сложности он владел примерно 25 языками.

Валиахмет Садур (крайний слева) со своими соратниками / Источник: islamnews.ru

Во время работы в Институте мировой литературы Садур особое внимание обращает наследию тюркских народов, в частности, переводит киргизский эпос «Манас». Валиахмет Гареевич видит какую важную роль играл ислам в жизни тюркских народов Центральной Азии на протяжении их истории.

Позднее он отмечает эту роль и в истории родного татарского народа. В работе «Тюрки, татары, мусульмане» он пишет: «С принятием ислама усилилась этническая консолидация уже возникшего к тому времени господствующего этнического компонента Золотой Орды – татар».

Маршал Ходжсон: западная цивилизация не могла бы развиться без ислама.

Деятельность Валиахмета Садура не сводилась лишь к научным изысканиям. Он был не только ученым, но и видным общественным деятелем, принимая участие в разных социально-культурных проектах. В 1980-е гг. он стал активным участником татарского национально движения и одним из организаторов Научного общества татароведения. В это же время он обращается к мусульманскому наследию, считая, что ислам может служить единственным средством сохранения татарского народа.

Валиахмет Садур, Тюрки, татары, мусульмане (статьи, очерки, эссе) – скачать pdf на ЛитРес

Источник: litres.ru

После распада СССР мусульмане России начали устанавливать контакты с мусульманами других стран. Валиахмет Садур принял в этом активное участие. В частности, он приложил немало усилий для организации работы Исламской партии Возрождения и Исламского Конгресса России. Главной точкой приложения его усилий была интеллектуализация мусульманской уммы России, создание структур, которые обеспечили бы ее научное развитие. «Мусульманская умма в странах СНГ лишена одного важного свойства, которое делает общину самодостаточной, уверенной в своем будущем. Это свойство состоит в способности к восстановлению своего умственного потенциала без помощи извне», – писал Садур. Валиахмет Гареевич неустанно работал для того, чтобы мусульманская умма России обрела это свойство. Он писал статьи и книги, а также постоянно ездил по разным регионам страны, читая лекции и пытаясь зародить в мусульманах зерна знаний, чтобы в будущем они дали плоды в виде научных открытий. Возможно, чтобы увидеть плоды деятельности этого выдающегося ученого, должно пройти еще какое-то время.

Мишель Ходкевич – потомок киевских воевод и исследователь Ибн Араби, принявший ислам в 17 лет.

Кроме того, Садур был известным правозащитником, приняв участие в создании Комитета защиты прав мусульман. Он не единожды обращал внимание на случаи нарушения прав верующих и в России, и в странах СНГ.

Валиахмет Садур умер 18 октября 2006 года, в конце благословенного месяца Рамадан.

Исламосфера

Комментарии